You are currently viewing Психологические сложности заочного обучения, или Немного о возрастных студентах

Психологические сложности заочного обучения, или Немного о возрастных студентах

Заочное обучение для многих людей является вынужденным и практически всегда вторым. Кто-то вынужден переучиваться на принципиально иную профессию, но очно учиться не может — работает.

Поэтому новоиспеченные студенты часто сталкиваются с неприятными психологическими моментами.

Ничего удивительного: они уже давно отучились, привыкли к иному распорядку дня, к рабочему дню и прочим вещам, сопровождающим взрослого человека. А тут оказываются в учебном здании и снова как первокурсники.

К чему же стоит подготовиться возрастным студентам-заочникам? Что их ждет в университете?

1. Возможное неприятие со стороны преподавательского состава. Заочников, к сожалению, часто не воспринимают всерьез, особенно когда они идут на принципиально иное направление (были медиками, а поступили на юридический, первое образование экономическое, а второе — педагогическое и прочее).

К студентам-очникам, особенно молодым, отношение заведомо лучшее, нежели к заочникам. Особенно трудно, если преподаватель оказывается моложе своих студентов.

Станут ли его воспринимать всерьез? И сумеет ли он найти подход к ним?

Бывает, что конфликт затрагивают личные интересы спорщиков, в результате чего на хорошие отметки можно не рассчитывать.

Разбираться с заочниками никто не станет: они порой даже не знают имени декана факультета.

2. Быстрая утомляемость и плохое психологическое состояние. Человек с горечью осознает, что уже не такой юный, как раньше.

Ему многие вещи даются с трудом: почитать книгу, сделать конспект, посидеть и послушать преподавателя.

В юности это воспринимается естественно и обыденно, а когда студенты уже в категории «45+», то нередко осознают собственную неготовность к лекциям, семинарам, зачетам, экзаменам.

Кто-то испытывает паническую атаку, кому-то хочется банально сбежать и больше не появляться в институте.

Особенно такое состояние усугубляется, если заочники сталкиваются с юными очниками, которые гуляют, смеются, веселятся. Они понимают, что собственная молодость осталась где-то далеко позади.

Осознавать такое тяжело, особенно женщинам.

3. Понимание своей «отсталости» от жизни. Когда человек среднего возраста вновь приходит в университет, он невольно принимается сравнивать сегодняшние традиции с теми, которые были приняты во времена его юности.

Ему сложно осознать тот факт, что студенты и педагоги во время лекции сидят в ноутбуках, там же конспектируют (а не ручкой, как раньше). Не говоря уже про постоянные переписки в телефонах.

Таким образом, заочником быть намного сложнее, чем очником. И дело вовсе не в университетской программе, но в психологическом настрое.

Да, учиться сейчас может каждый: среди студентов немало пенсионеров. Но каково им ощущать собственный возраст рядом с молодежью?

К этому, как правило, далеко не все бывают морально готовы. Поэтому нередки случаи отчисления заочников, несмотря на то, что обучение платное.

Чрезмерно впечатлительные личности банально не бывают готовы.


Автор статьи: Николай Савченко