Введение. Что такое франшиза?
Она представляет собой соглашение, заключаемое между собственником бренда и желающим действовать от его имени субъектом предпринимательства.
Благодаря договору франчайзинга открытие собственного дела не является трудным занятием даже для бизнесмена-новичка. Последний будет работать под брендом отечественной или иностранной компании, которая на протяжении длительного периода радует клиентов надлежащим качеством продаваемых товаров или оказываемых услуг.
В нашей стране франчайзинг с течением времени лишь усиливает свои позиции на рынке. Большое число предпринимателей, желающих открыть франшизу, спрашивают себя о том, а следует ли заниматься такой работой.
Для получения ответа на такой вопрос необходимо тщательно рассмотреть плюсы и минусы франшизы, указанные ниже.
Преимущества и недостатки подобной деятельности
Плюсы:
- Всяческая поддержка фирмой-организатором деятельности предпринимателя.
- Право действовать от имени знаменитой фирмы. Бизнесмену не стоит беспокоиться об открытии и всевозможном развитии собственного дела, так как основная часть работы уже сделана за него.
- Не нужно искать поставщиков. Список имеющихся компаний-партнёров на бесплатной основе предоставляет сам франчайзер.
- Не стоит задумываться над источниками сырья и оборудования, а также переживать насчёт обустройства торговой точки. Все правила уже подробно расписаны в договоре.
- Небольшие расходы на осуществление рекламных акций. Поскольку вся информационная продукция является составляющей франчайзингового пакета, то и, соответственно, отсутствует необходимость в её разработке.
- Небольшая степень конкуренции. Как правило, франчайзер стремится организовать всё таким образом, чтобы в конкретной зоне действовал лишь 1 из его многочисленных партнёров. Благодаря этому им не придётся делить между собой покупателей их товаров и (или) услуг. Иными словами, смысл в соперничестве исчезает.
- Отсутствие нужды в проведении анализа в области маркетинга. Франчайзер с удовольствием поделится с предпринимателем данными о рынке.
- Головная компания станет поручителем в банковском учреждении, если бизнесмену для старта дела потребуются кредитные средства. Субъекты предпринимательства, не работающие по договору франчайзинга, не могут похвастаться таким преимуществом.
Минусы:
Франчайзинг в этом плане не отличается от других видов деятельности. К его недостаткам относятся:
- Жёстко регламентированное сотрудничество. После подписания концессионного договора предприниматель должен следовать установленным в нём условиям. Причём это нужно делать даже в то время, если открытое дело не приносит ожидаемого результата.
- Перечень поставщиков не подлежит изменению. Бизнесмен обязан покупать товары и (или) пользоваться услугами исключительно тех поставщиков, список которых ему выдан головной компанией. Это правило действует и в тех случаях, если товары и (или) услуги поставщика являются некачественными либо имеют более высокую стоимость по сравнению с конкурентами.
- Необходимость соблюдать правило “неконкуренции”. То есть франчайзи, который решил вести собственный бизнес, не имеет права открывать в той же зоне конкурирующую фирму. Кроме того, субъект предпринимательства не имеет возможности сотрудничать с другими франчайзерами, которые реализуют аналогичные и (или) схожие услуги/товары. Такое условие указано в договоре.
- Нужда делать внушительные вложения на начальном этапе. Порой финансовых ресурсов требуется больше, нежели на самостоятельный запуск дела.
- Расторжение договора в одностороннем порядке. Если головная компания заметит, что её партнер не работает согласно условиям, прописанным в договоре, то она имеет возможность потребовать от него приостановки деятельности. Более того, франчайзер может обратиться в суд, если посчитает, что субъект предпринимательства использует торговую марку на незаконной основе.
- Закрытие головной фирмы либо изменение её руководящего состава. От такого сценария не застрахован ни один бизнесмен. Наиболее часто подобная ситуация складывается в периоды экономических кризисов.
Виды франшизы
Франшизы бывают разными. Среди них можно выделить:
- Стандартную. Она особенно хорошо соответствует интересам тех предпринимателей, которые ещё только делают первые шаги в бизнесе. Подобное сотрудничество заключается в том, что франчайзер оказывает любую посильную помощь своему неопытному партнёру. Последний сможет избежать негативных моментов при открытии и последующем развитии собственного дела. Но не следует ожидать лёгкой прогулки – головная компания будет требовать чёткого соблюдения её стандартов.
- Свободную. Такой вид франшизы непременно понравится более опытным бизнесменам. Относительно мягкие условия работы позволят франчайзи почувствовать полноправное владение собственным делом.
- Франшизу с замещением. Она придётся по вкусу предпринимателям, имеющим список проверенных временем и делом поставщиков. Такой вид франшизы идеально подойдёт, например, для владельцев маленьких предприятий. В этом случае головная фирма лишь делает выбор в пользу тех или других методик, а также технологий деятельности.
- Готовое предприятие. Это наиболее простой путь по быстрому обогащению. Тем не менее, данный вид франшизы требует больших инвестиций. Но начинающий предприниматель будет достойно вознаграждён – он получит целиком готовое дело в сопровождении с необходимой документацией. Суть такой франшизы состоит в том, что головная компания открывает филиал, а затем продаёт его или же предоставляет на условиях аренды своему партнёру под неплохой процент (роялти).
Перед заключением договора нужно обязательно уточнить вид предполагаемого взаимодействия.
С чего стоит начать?
На старте следует выбрать подходящую нишу. Сейчас есть большое число возможностей для начала бизнеса в любой области. Предпринимателю стоит внимательно рассмотреть каталог франшиз и сделать выбор в пользу той, которая наиболее понятна и проста.
Нужно следить за тенденциями рынка. Последний постоянно меняется и то, что ещё вчера было новинкой, завтра станет безнадёжно устаревшим. Необходимо обязательно учитывать этот факт, потому что в противном случае можно остаться у разбитого корыта.
По опыту западных и российских франчайзеров можно сказать, что лидирующие места на рынке обычно занимают предприятия общественного питания, точки розничной торговли, а также организации по оказанию услуг.
Всё более популярными становятся риелторские фирмы, клубы спортивной подготовки и всевозможные образовательные центры.
Приобретение франшизы. Стоит ли овчинка выделки?
Любое дело предполагает риски. Франшиза является интересным сочетанием нескольких элементов, а именно: управляемой деятельности и свободного предпринимательства. Бизнесмен должен отвечать всем необходимым требованиям, заплатить взнос, а также быть готовым отдавать головной компании роялти на ежемесячной основе.
Но даже для такого, казалось бы, понятного и простого начала следует чётко осознавать свои бизнес-ориентиры. Например, не каждая личность сможет постигнуть азы работы маленькой кондитерской.
Особенно это происходит тогда, когда она ранее никогда не интересовалась процессом создания пирожных и (или) тортов. Стоит иметь хотя бы минимальное представление о той рыночной сфере, в которой действует франшиза.
Примеры
Известные франшизы, работающие на российском рынке: “Burger King”, “KFC”, “Пятёрочка”, “Перекрёсток”, “Subway”, “Лукойл”, “Kari” и др.
Заключение
Открытие франшизы является одним из самых простых способов для того, чтобы начать вести собственный бизнес.
Однако такая деятельность, как и любая другая, подразумевает наличие некоторых рисков.
Любому предпринимателю (особенно начинающему) необходимо иметь представление о понятной для него нише рынка.
Также следует определиться с видом франшизы перед подписанием соответствующего договора.
Автор статьи: Сергей Потапов