You are currently viewing «Как я пошла к студентам в Instagram»: история преподавателя университета

«Как я пошла к студентам в Instagram»: история преподавателя университета

  • Всё, что нас не убивает, делает нас креативнее. Переход на дистант стал не только испытанием, но и поводом для экспериментов. Делимся находками.

КРАТКАЯ СПРАВКА

Анастасия Павлова — учёный-эколог, специалист в области экологического менеджмента и пищевой безопасности, доцент факультета биотехнологий (BioTech) Университета ИТМО. В вузе Анастасия преподаёт с 2009 года, сейчас она читает студентам курсы по корпоративному экологическому менеджменту, экологическому аудиту и экологической сертификации.


Эпоха чёрного квадрата как стимул для креативности

Символом 2020 года Анастасия называет «Чёрный квадрат» Казимира Малевича: когда образование вынуждено было перейти на дистант, привычная университетская аудитория превратилась для преподавателей в экран Zoom-конференции, где вместо лиц студентов зачастую — чёрные квадраты. Такие важные для любого преподавателя аспекты, как энергия живого общения и обратная связь от студентов, почти исчезли.

Анастасия поняла: значит, надо придумать новый способ для поддержания контакта со студентами. На той площадке и в тех форматах, которые привычны для них в обычной жизни. Тем более что мысли об этом возникали у Анастасии ещё до пандемии, но тогда до экспериментов не доходили руки.

«У меня давно зрело желание освоить соцсети как новый канал взаимодействия со студентами, испытать Instagram как образовательный инструмент, — рассказывает Анастасия. — Я человек интересующийся, у меня много увлечений и хобби, и в связи с этим я следила за многими Instagram-блогерами, наблюдала, как они продвигают свои идеи, образ жизни, взгляды на мир. Преподавательская деятельность — одно из моих главных увлечений: я отношусь к преподаванию как к призванию, стараюсь профессионально развиваться, постоянно открывать для себя новое.

Через Instagram мне хотелось донести до студентов, что наука — это не только важно и полезно, но ещё и модно, престижно и невероятно интересно. Только начать вести свой блог всё никак не удавалось: то времени не хватало, то эмоциональных ресурсов. Но когда весь университет перешёл на удалёнку, я поняла: настало время изменений, пора действовать».

Так родился план перевести часть учебного курса по экологической сертификации в Instagram.

Подружиться с SMM помогли подруги

Вместе с твёрдым решением окунуться в мир соцсетей пришло и осознание того, что, вообще-то, это не так просто и без помощи экспертов в области SMM начинающему Instagram-блогеру не справиться. Потому что если уж делать профессиональный блог, то делать его надо качественно.

Анастасия подошла к работе над аккаунтом со всей серьёзностью и обстоятельностью, свойственной научным работникам. А поскольку тонкости продвижения в соцсетях были ей неизвестны, она обратилась за помощью к своей приятельнице, Татьяне Величкиной, которая совсем недавно прошла курс обучения SMM-менеджменту.

«Татьяна рассказала мне о возможностях Instagram, о том, чем бизнес-блог отличается от обычного аккаунта, объяснила, что кроется за понятием „охват“, как анализировать статистику посещений, — я ведь ничего этого не знала», — вспоминает Анастасия.

Кроме того, Татьяна помогла Анастасии понять, что создание успешного Instagram-аккаунта невозможно без тщательной проработки его визуальной концепции. Instagram — сеть фотографий и картинок, поэтому без красивых изображений и «цепляющего» дизайна инстаблог не «выстрелит».

«Татьяна помогает мне почувствовать цвет, форму, соотнести содержательную сторону поста с визуальной, — объясняет Анастасия. — Всякий раз, согласовывая план публикаций на предстоящую неделю, мы решаем, какое образное и колористическое воплощение лучше всего подойдёт для тех тем, которые будут обсуждаться в постах».

А с созданием качественных фотографий Анастасии помогла другая приятельница — профессиональный фотограф. Она сделала несколько фотосессий специально для блога.

«Так мы вместе и начали создавать этот аккаунт: я отвечала за содержание, тексты, информацию, а Татьяна занималась визуальной стороной странички, подбирала цвета, шрифты, фотографии к постам. В одиночку я бы точно не справилась с таким объёмом работы», — резюмирует Анастасия.

Планы — одно, реальность — другое

Подготовительная часть работы над аккаунтом заняла у Анастасии и Татьяны три месяца. «Перед тем как запустить блог, мы очень много разговаривали: определяли мои ожидания от проекта, обсуждали целевую аудиторию странички, пытались выявить общую стилистическую концепцию аккаунта, найти правильный tone of voice».

Изначально планировалось, что Instagram-аккаунт @anastasia_pavlova_eco поможет студентам-магистрантам второго курса освоить программу по экологической сертификации. Однако вскоре после запуска аккаунта стало ясно, что соцсеть открывает значительно более широкие возможности для развития.

«Настоящим открытием для меня стало то, что Instagram может, например, стать своеобразным мостиком между вузом и работодателями, — рассказывает Анастасия. — Неожиданно через Instagram ко мне начали обращаться мои знакомые из бизнес-структур с просьбами подыскать подающего надежды студента-эколога или инженера-химика. Таким образом удалось отправить нескольких ребят на практику в крупные компании».

Осознание широты открывающихся возможностей повлияло и на общую концепцию аккаунта. Работу над контентом Анастасия, как преподаватель, начала с создания рабочей программы, иными словами — контентного плана. Этим она занялась в летние каникулы: продумала основные тематические блоки первого семестра курса, распределила темы по месяцам, наметила ряд интервью с экспертами и несколько прямых эфиров.

Однако жизнь внесла в этот план коррективы.

«Я запустила блог 1 сентября. Сначала сделала несколько постов-знакомств и каждую среду выкладывала пост, связанный с содержанием курса по экологической сертификации, — вспоминает Анастасия. — Но практически сразу стало понятно, что студентов очень интересует информация и о других аспектах студенческой жизни, напрямую не касающихся темы моего курса.

Например, они хотели знать истории выпускников ИТМО, ведь это сразу оживляет представления о будущей профессиональной жизни. Ещё они спрашивали, например, как подать документы на зарубежную стажировку, как отправить заявку на конференцию, как написать, оформить и подготовить к публикации научную статью. Так в моём контентном плане появлялись всё новые и новые рубрики».

Что из всего этого вышло

Студенты приняли новый образовательный формат на ура. Красноречивее всего об этом говорят многочисленные положительные отзывы от слушателей курса.

«Instagram — потрясающий инструмент для повышения вовлечённости студентов в процесс обучения. Искренняя заинтересованность, небезразличие, изобретательность, азарт, креативность ребят — самые ценные для любого преподавателя вещи. Оказалось, что соцсеть предлагает и мне, и моим студентам широчайшее поле для творческого самовыражения», — говорит Анастасия.

Один из примеров инструментов вовлечения, которые можно использовать в соцсети, — конкурсы. В декабре Анастасия провела конкурс «Автомат через Instagram». По его условиям слушателям курса «Экологическая сертификация» нужно было подготовить презентацию на тему «Экологическая сертификация и мои эко-привычки» и выложить её либо в посте в личном аккаунте, либо в сторис.

«Это был просто потрясающий опыт! — улыбается Анастасия. — Почти все студенты согласились принять участие в конкурсе. Я получила такие удивительные работы: ребята и фото, и видео снимали, и коллажи делали — креативили кто во что горазд. Эмоциональный заряд от этого был фантастический: сразу видно, что им действительно понравилось».

Едва ли не самым неожиданным открытием для Анастасии стало то, что с помощью Instagram можно заниматься экопросвещением широкой аудитории: «Конкурсные посты моих студентов увидели не только я и мои подписчики, но и подписчики самих учащихся, их знакомые, их родственники. Один молодой человек написал мне: «Анастасия Сергеевна, представляете, я получил больше десятка сообщений от моих друзей, которые интересовались, что такое экологическая сертификация».

Да я и сама вижу, что если раньше я каждого своего подписчика знала лично, то сейчас со многими я уже незнакома, аудитория расширяется, причём это очень активные пользователи: они проявляют живой интерес к обсуждаемым темам, задают вопросы, участвуют в дискуссиях. Я очень рада, что благодаря моему блогу многие люди, не имеющие никакого отношения к экологии, начали обращать больше внимания, скажем, на экомаркировку или на класс энергосбережения своего дома. Оказалось, Instagram — ещё и отличный инструмент популяризации экологичного образа жизни!»

Анастасия предупреждает: все учебные процессы по курсу в Instagram перевести, конечно, нельзя — социальная сеть может служить лишь дополнением к основному образовательному процессу. Но очень полезным дополнением. Instagram оказался палочкой-выручалочкой в период дистанта, когда живого офлайн-общения со студентами не было.

У Анастасии нет сомнений, что аккаунт надо вести и после возвращения в офлайн. Ведь соцсети отлично вовлекают студентов в процесс обучения и открывают преподавателям возможности для самых неожиданных творческих экспериментов с форматами.

Всё не так просто, как казалось

Несмотря на то, что опыт Анастасии в целом оказался удачным, она предупреждает преподавателей, которые тоже захотят попробовать свои силы в качестве инстаблогеров, что нужно быть готовыми и к тёмной стороне. А именно: к хейтерам.

С этим феноменом сталкиваются и те, кто занимается узкоспециальным, сугубо профессиональным контентом.

«К хейтерам я была, как ни странно, морально готова, — вздыхает Анастасия. — Но всё равно считаю нужным предупредить об этом всех коллег — и учёных, и педагогов, которые тоже захотят освоить Instagram. Интернет — это пространство свободы, и за свободу эту порой приходится расплачиваться непрошеными контактами с не слишком адекватными или даже откровенно неприятными людьми».

Есть ещё одна важная вещь, которую нужно чётко представлять себе, вступая на путь инстаблогерства: это дело требует времени и энергии.

«За последние полгода я полностью изменила своё отношение к блогерам. Раньше мне казалось, что блогером быть проще простого. Какой же я была наивной! — признаётся Анастасия. — Оказалось, что для этого занятия требуется железная дисциплина. Со стороны кажется, это такая мелочь — ну подумаешь, один раз в день между делом выложить пост или сделать сторис.

А в действительности на запись коротенького фрагмента сторис, который длится 15 секунд, бывает, тратишь целый час! Перед тем как запускать свой блог, я сама себе пообещала, что каждое утро с понедельника по пятницу в начале рабочего дня буду выкладывать пост. Конечно, иногда от такого графика очень устаёшь, хочется всё бросить и сказать: „Всё, больше не могу, не хочу, не буду“. Так что сейчас я снимаю шляпу перед всеми блогерами: это титанический труд!»

Ради чего стараться

Несмотря на то, что блогинг занимает время и требует сил, польза от него, по мнению Анастасии, перевешивает все трудности. Вот его основные эффекты:

  • вовлечение студентов в образовательный процесс;
  • возможность для преподавателя переосмыслить и реорганизовать материал своего курса (формирование тематического плана для соцсети очень этому способствует);
  • налаживание связей между вузами и бизнесом;
  • просвещение по теме образовательного курса широкой аудитории, интерес к этой теме;
  • скорость решения разных вопросов студентов, в том числе организационного характера.

А ещё Анастасия заметила, что у Instagram большой потенциал для реализации междисциплинарных проектов. «Здесь больше свободы коммуникации, чем на формальных площадках. Например, пишет мне студент с факультета физики, что ему нравится тема энергосбережения, инициирует дискуссию со мной, задаёт вопросы — и так рождаются новые проекты».