You are currently viewing Минусы дистанционного обучения в школе

Минусы дистанционного обучения в школе

Результаты сдачи ОГЭ по математике в 2020 году оказались неутешительными. Большое количество девятиклассников «завалили» экзамен, получив неудовлетворительную оценку. Необходимо отметить тот факт, что количество таких учеников, значительно выросло по сравнению с 2019 годом. В связи с этим возникает логичный вопрос, повлияло ли дистанционное образование на качество получаемых знаний, и какова степень данного влияния?


Трудности удаленного обучения

Негативный опыт сдачи общего государственного экзамена в этом году был получен многими регионами страны. Согласно статистическим данным, в Ханты-Мансийском Автономном Округе количество неудовлетворительных оценок на первой попытке сдачи экзамена повысилось до 25%. В некоторых школах этот показатель даже достиг отметки в 50%.

Если приводить конкретные примеры, в Сургуте ОГЭ по математике не смогли сдать с первого раза 1700 человек. Однако результаты второй попытки написания экзамена все же оказались в разы лучше.

Ответить на вопрос, в чем заключается причина подобного провала на ОГЭ 2020 года по математике не способны даже учителя. Некоторые педагоги утверждают, что виной всему нововведенное задание в блоке геометрии. Однако подавляющее количество учителей все же уверены, что низкий уровень сдачи экзамена непосредственно связан с дистанционным обучением.

Преподаватель математики из города Ханты-Мансийска Ирина Курковская высказалась на эту тему. По ее мнению, удаленный принцип получения знаний предполагает, в первую очередь, ответственное и осознанное отношение самого ребенка и его родителей. Ученик должен обладать высокой степенью самоорганизации и понимать важность и необходимость выполнения тех или иных задач. Безусловно, не каждый взрослый человек может похвастаться наличием такого навыка, не говоря уже о детях и подростках.

Кроме того, нельзя забывать о том, что в некоторых дальних регионах страны отсутствует интернет. Дистанционное обучение для жителей подобных районов становится практически невозможным.

Так, например, преподаватели учебных заведений в Калининграде крайне негативно отзываются об опыте работы на удалёнке. В этот период учителям местных школ приходилось тратить огромное количество времени на составление письменных заданий, которые централизованно развозились по домам учеников дважды в неделю.

Родители также соглашаются с преподавателями, рассказывают о трудностях дистанционного обучения, с которыми столкнулись они. Повезло тем мамам и папам, которые имели возможность воспользоваться интернетом на работе.

В таком случае оставалось только сфотографировать выполненные задания и отправить учителю на проверку, а взамен получить новые задачи. А вот тем родителям, которые не имели подобной возможности, приходилось регулярно наведываться на автобусную остановку, где как раз можно было получить «новую порцию знаний».

Родители убеждены, что подобные изменения в системе обучения не могли не оставить свой след. Большинство из них отмечает, что за время удалённого обучения, школьники в значительной степени отстали от программы.

Изначально, введение удалёнки вызвало огромный восторг учеников, однако после возобновления очных занятий, дети столкнулись с необходимостью нагонять упущенное. При этом, устные предметы, такие как биология или история, не вызвали большой проблемы восприятия у школьников. В то время как в математике, немецком или английском языке появились огромные пробелы.

Новые методы обучения

Заслуженный учитель РФ и директор одной из московских школ Евгений Ямбург также комментирует сложившуюся ситуацию. По его мнению, наши ученики и учителя оказались неготовыми к дистанционной системе образования из-за существующей проблемы цифрового неравенства школ.

Чтобы посетить удаленное занятие, ученику столичной школы достаточно встать с кровати и включить компьютер, в то время как ребёнок из небольшой деревушки, вынужден искать поблизости вышки сотовой связи. Евгений уверен, что главный ключ решения проблемы заключается в ликвидации цифрового неравенства.

При всем этом, преподаватель убеждён, что результаты сдачи основного государственного экзамена не могут являться показателем успешного или неудачного опыта введения дистанционки. Евгений уверен, что все зависит исключительно от организации учебного процесса в конкретно взятой школе.

Таким образом, выпускники его школы в 2020 году показали более высокий результат, по сравнению с предыдущим. Преподаватель объясняет этот факт наличием некоторых психологических особенностей учеников.

Существует определенная категория людей, интроверты. Для них несвойственно активное общение с внешним миром и окружающими. Намного более комфортно такие люди чувствуют себя в относительно изолированном от общества состоянии.

Им проще общаться в чате наедине с преподавателем, нежели выступать перед всем классом. Как раз такие застенчивые ученики раскрылись и показали себя на удалённом обучении. Соответственно благодаря им, значительно вырос общий уровень успеваемости.

Именно поэтому, обсуждая недостатки дистанционной системы образования, нельзя говорить лишь об отсутствии ответственности учеников. Преподаватель также во многом оказывает влияние на качество усваиваемой информации.

Необходимо также отметить тот факт, что наряду с очевидными недостатками данной системы, можно выделить и преимущества удаленного образования. Многие люди получили большое количество возможностей в сфере дополнительного образования именно благодаря онлайн обучению.

В отдалённых регионах страны отсутствует возможность проведения тех или иных занятий по различным причинам: нехватка педагогов, недостаток ресурсов или низкий уровень профессиональной квалификации. Система удаленного формата обучения как раз решает ряд подобных проблем.

Своё мнение на данную тему также высказал Алексей Голубицкий, директор школы небольшого посёлка, располагающегося в Калининградской области. Алексей уверен, что вынужденная реорганизация учебного процесса в этом году в большой степени повлияла на результаты обучения.

Но дать однозначную оценку – повлияла в лучшую или худшую сторону — нельзя. Преподаватель заметил как негативные аспекты удаленного формата работы со школьниками, так и позитивные. Так, ученики, которые ранее отличались высоким уровнем мотивации, на экзамене показали себя с лучшей стороны.

Об этом свидетельствуют результаты сдачи ЕГЭ по литературе и химии. В 2020 году средний бал по этим предметам оказался выше, чем за последние несколько лет. Однако при этом ученики, которые во время очного периода обучения имели низкий уровень мотивации, перейдя на дистанционный формат, обнаружили еще большее количество трудностей.

Достаточно важным фактором, о котором нельзя не упомянуть, является психологическое состояние всех участников образовательного процесса. К ним относятся и учителя, и ученики, и даже родители. Слишком частые изменения и возникающие ограничения, безусловно, доставляют дискомфорт каждому субъекту образовательной деятельности, повышается общий уровень тревожности.


Сейчас уже стало очевидным наличие как положительных, так и отрицательных аспектов дистанционной формы преподавания. Объективно, наилучшим решением проблемы в данном случае будет являться внедрение гибридного формата обучения, а именно объединение очных и дистанционных мероприятий, которые вместе сработают как система сдержек.