You are currently viewing Готов ли ребёнок к школе

Готов ли ребёнок к школе

Школа – это серьёзный шаг в жизни. Чаще всего уже в первый год обучения выясняется, что ребёнок психологически не готов к изменениям.

Отсюда вытекают проблемы с последующей адаптацией в школе. Поэтому особое внимание уделяется предварительной подготовке.


Понятие мотивационной готовности

Мотивационная готовность – это показатель желания и стремления ребёнка к обучению. Чтобы он захотел пойти в школу, его необходимо серьёзно замотивировать и морально подготовить к предстоящим изменениям.

Сперва нужно понять, что ребёнка отталкивает в слове «школа», почему он не хочет учиться.

Определяющим фактором является самооценка – как ребёнок относится к самому себе и верит ли в свои возможности.

От этого напрямую зависит успех в учёбе и способность быстро адаптироваться к новым условиям.

Если ребёнок считает себя «неудачником», нужно помочь ему сформировать мотивацию к совершенствованию и изменить самооценку.

Критерии готовности к школе



Интеллектуальная готовность. Некоторые родители не до конца понимают этот критерий, думая, что речь идёт об умении грамотно писать, правильно считать и быстро читать.

На самом деле всё гораздо глубже. Идёт оценка, подготовка и развитие интеллектуальных навыков:

  • умение формировать логичные выводы;
  • способность здраво рассуждать;
  • проявление активности к познанию окружающего мира и изучению нового
  • умение наблюдать.

Эмоциональная готовность – это, прежде всего:

  • умение контролировать эмоции;
  • преодолевать неуверенность в себе;
  • навыки справлять с трудными заданиями;
  • способность преодолевать барьеры на пути к познанию.

Если ребёнок не способен справиться с эмоциональным напряжением, есть риск, что он попросту замкнётся в себе.

Социальная готовность. Критерий определяет взаимодействие ребёнка с обществом.

В случае со школой – это класс, учителя. Особое внимание уделяется навыкам общения и поведения в социуме:

  • способность контактировать с окружающими;
  • потребность и стремление к общению;
  • умение регулировать конфликты;
  • умение слушать и не поддаваться на всевозможные провокации;
  • проявление уважения к одноклассникам.

Важную роль играют дисциплина и способность адекватно «вливаться» в коллектив.

Способы мотивации к учёбе

Существуют различные пути формирования мотивации к учёбе в школе.

Рассказы из личного опыта. Важно донести до ребёнка то, что поход в школу – это весело, полезно и необходимо.

Можно попытаться рассказать несколько позитивных историй, связанных со школой, привести примеры, подсказать пути решения возможных проблем.

Таким образом, можно завоевать доверие ребёнка, отсеять сомнения и развеять страхи относительно учёбы в школе.

Поделиться с ребёнком воспоминаниями. Можно показать альбом фотографий со школьных времён, вместе посмеяться. Не лишним будет показать свои грамоты, исписанные старые тетрадки, дневники с оценками.

Так у ребёнка сформируется какое-то понятие о том, что его ждёт в школе. Красивые грамоты могут побудить интерес к достижениям в учёбе.

Показать связь школьных дисциплин с реальной жизнью. Можно рассказать ребёнку, почему стоит изучать тот или иной предмет в школе, и как это поможет в дальнейшем, где и как пригодится в жизни.

Атмосфера. Важно создать «школьную» атмосферу в комнате, например, купить и поставить большой глобус на стол и вместе рассматривать карту мира, что где находится.

Не лишним будет приобрести ребёнку познавательные энциклопедии с красочными картинками.

Как правило, именно с них начинается интерес к определённым наукам ещё до школы, например, к географии или биологии.

Совместная деятельность. Необходимо уделять много времени ребёнку. На данном этапе важно вместе заниматься лепкой, рисованием, играть.

Разговоры. С ребёнком нужно постоянно вести поучительные беседы, рассказывать о том, как себя вести, как разговаривать, как ставить цели и искать пути для их достижения.

Можно делать это во время прогулок по парку, например.

Подготовительные курсы. Помимо развития дома, можно отдать ребёнка на специальные курсы дошкольной подготовки.

Это будет своего рода «репетиция» перед реальным походом в школу.

Заключение



На сегодняшний день проблема адаптации ребёнка в школе остаётся по-прежнему актуальной. Чтобы первые шаги в обучении прошли успешно, необходимо плотно и качественно готовить ребёнка.

Прежде всего, следует уделить должное внимание психологической и мотивационной подготовке.

Нужно использовать все доступные средства для формирования мотивации, чтобы ребёнок сам захотел учиться и поскорее пойти в школу.

Заставить насильно не получится, только аккуратный и адекватный подход поможет ребёнку преодолеть барьеры, побороть неуверенность в себе.

Если игнорировать дошкольную подготовку, то ребёнок замкнётся в себе и не сможет прижиться ни в школьном классе, ни в обществе в жизни.

Также важно понимать, что мотивационная подготовка необходима, прежде всего, дома со стороны родителей, а уже потом можно рассматривать специализированные курсы.

Вклад в развитие ребёнка до школы – ключ к успеху в будущем.


Автор статьи: Юлия Кирпичева