Основа компании — это люди, которые в ней работают. Неудивительно, что о развитии заботятся не только сотрудники, но и работодатель хочет, чтобы его подчиненные повышали свою квалификацию.
Есть много возможностей для развития, и наставничество, безусловно, одна из них. Что это такое и на что стоит делать ставку?
Что такое наставничество?
Наставничество — это передача знаний менее опытным сотрудникам и их внедрение в структуры компании. Студент закреплен за наставником, который является его тренером и пытается расширить свои компетенции.
Наставничество — это один из способов развития компетенций сотрудников, который может происходить на разных уровнях: наставник может обучать нового сотрудника, сотрудника, который будет продвигаться по службе, или людей, которые будут управлять компанией.
Наставник обычно очень хорошо знает компанию, имеет большой профессиональный опыт, является специалистом в своей области и способен передавать знания другим.
Он не показывает превосходства, он не учит, он сотрудничает и поддерживает.
Наставник также может быть нанят из сторонней компании. Этот случай помогает, например, в случае, если начальство боится говорить о своих слабостях тем, с кем они работают ежедневно.
Кроме того, внешний наставник имеет гораздо более объективное представление о компании и ее деятельности.
Как должно выглядеть наставничество?
Наставничество чтобы было эффективным и действительно расширяло компетенции, должно основываться на нескольких принципах.
Наставник знает, что ученик умеет решать задачи и преодолевать препятствия, у него есть для этого необходимые навыки.
Поэтому, если он сталкивается с проблемой, которую теоретически не может решить, наставник не предлагает ему решение на подносе, а дает информацию, которая может помочь ему определить место, где накапливается препятствие.
Предоставление этой информации не означает, что студент будет ее использовать.
Ученик и наставник равны, они относятся друг к другу как к партнерам, стараются понять друг друга, чутки, не конкурируют, доверяют и уважают друг друга.
Поэтому сотрудничество между ними хорошее. Ни одна из сторон не осуждает и понимает, что им не обязательно иметь одинаковые взгляды, чтобы уважать и понимать друг друга.
Ученик не должен подчиняться наставнику. Наставник делится своим опытом, но не дает инструкций и конкретных советов. Она поддерживает его, задавая вопросы и пробуждая его потенциал, а не оценивая его способности.
Наставник также широко смотрит на ситуацию. Он не останавливается на настоящем, он принимает во внимание прошлое и будущее.
Если наставник и ученик встречаются, ученик выбирает тему разговора или должен принять тему, предложенную наставником.
В наставничестве речь идет не о том, чтобы пройти всесторонние знания, а о том, чтобы передать знания об этой проблеме.
Студент должен быть мобилизован на работу и иметь желание развиваться. Если одна из сторон четко показывает, что такая форма сотрудничества их не устраивает, то в этом нет смысла.
Почему нужно наставничество?
Наставничество приносит пользу обеим сторонам — как наставнику, так и ученику. Помимо получения знаний и обучения тому, как решать проблемы, это также позволяет наставнику улучшить навыки межличностного общения.
Кроме того, благодаря этому внедрение нового сотрудника в компанию происходит более эффективно, его адаптация происходит быстрее и эффективнее, а у человека, связанного с компанией, нет проблем с такой задачей.
Кроме того, такая форма обучения компетенциям просто бесплатна — обычно наставником является сотрудник компании, поэтому мы не вкладываем деньги во внешнее обучение или наем, например, коуча.
Наставник также может помочь сотруднику преодолеть стресс, связанный с новой работой. Обычно это ситуация, которая вызывает нервозность, которая уменьшается, если с нами есть кто-то, кому мы доверяем или уважаем.
Автор статьи: Николай Савченко