You are currently viewing Необычные методы обучения: три идеи для увлекательных домашек

Необычные методы обучения: три идеи для увлекательных домашек

Рассказываем, что принесёт удовольствие и пользу не только ученикам, но и педагогам.

Рано или поздно от упражнений или вопросов в конце учебника устают все, в том числе и учителя. Они, конечно, хороши в качестве проверки знаний или удобного инструмента для запоминания правила, но далеко не всегда работают так эффективно, как хотелось бы. А детям они зачастую просто откровенно скучны.

Мы собрали несколько нестандартных идей для «домашек», которые уже показали свою пользу на практике. Это и полезные упражнения, и проекты — все они помогают ученикам сформировать важные сегодня навыки, погружают их в нужную тему и мотивируют больше узнать о предмете.

Идея первая


Выставка

  • ФОРМАТ : проект на несколько недель.
  • ЧТО ДАЁТ : глубокое погружение в предмет, формирование навыков командной и самостоятельной работы, коммуникации и организации.

Создание выставки или даже музея — задание не из лёгких, но польза от него будет значительной. Такая задача относится к методам объектно-ориентированного обучения: ученики изучают разные дисциплины через объекты, выступать которыми может всё что угодно — от семейных фотографий до обломков метеорита.

Возможность в буквальном смысле потрогать предмет мотивирует школьников задавать вопросы, проявлять любознательность, больше узнать о том, что находится в их руках. Для таких активностей образовательные учреждения часто сотрудничают с музеями, но некоторые предлагают создать музей и самим ученикам.

Собрать собственную коллекцию можно в любой школе и почти по любой дисциплине, всё зависит только от возможностей учащихся и креативности педагога. Чтобы извлечь максимум из такого задания и удобно организовать процесс, стоит воспользоваться небольшой инструкцией из нашей статьи.

Идея вторая


Мемы

  • ФОРМАТ : альтернатива упражнениям, сочинениям или эссе.
  • ЧТО ДАЁТ : погружение в тему, лучшее усвоение материала, вовлечённость.

Это один из самых нестандартных, но очень эффективных приёмов обучения. Казалось бы, место мемам только в Сети, да и занятие это несерьёзное. На деле всё, конечно, не так: например, чтобы придумать картинку на тему физики, над которой посмеётся учитель, нужно продемонстрировать не только чувство юмора, но и хорошее знание по предмету.

Эту гипотезу доказал преподаватель по фармакологии в одном американском университете. Мемы он задал студентам в качестве своеобразной разрядки вместо эссе. А в результате обнаружил, что это хороший способ проверить пробелы в знаниях, ведь если кто-то не понял какую-то концепцию или термин, то и мем смешной у него не получится.

А эксперимент, который в 2021 году провели на уроках по химии в двух петербургских школах, показал, что создание мемов и подросткам полезно. Выяснилось, что ребята, которые делали такое упражнение, показывают на проверочных лучшие результаты.

Что следует знать о таком методе обучения в педагогике и как внедрить эту практику — читайте в статье о мемах в образовании.

Идея третья


Игры своими руками

  • ФОРМАТ : проектная работа, длительность — от нескольких занятий.
  • ЧТО ДАЁТ : погружение в тему, навыки командной работы, развитие креативности.

Настольные, мобильные, компьютерные — формат зависит от возраста, возможностей и фантазии. Такой метод обучения придумали, конечно, не вчера, но пока игры не так часто используют в школах и вузах. Объяснить это несложно: разработка любой, даже довольно простой, игры иногда требует значительных усилий не только от учащихся, но и от преподавателя. Зато результаты превосходные.

Например, во время пандемии преподаватели биологии предложили студентам сделать любую игру по нескольким темам, относящимся к предмету. Ребятам нужно было использовать не менее пяти проверенных источников в качестве базы, продумать правила и использовать для игрового процесса те предметы, которые есть в каждом доме.

Альтернативой было эссе, но студенты почти единогласно решили придумывать игры. Результат оправдал ожидания: учащиеся показали хорошие знания, а преподаватели (и другие студенты) проверяли такую работу с удовольствием.

Для создания игровой базы ученикам действительно нужно проделать немало работы: глубоко изучить тему, найти дополнительные материалы к ней, поработать с источниками и проанализировать информацию. Кроме того, это станет хорошей практикой создания проекта с нуля и развития креативности.

Есть и ещё одно преимущество — это не «одноразовое» задание, то есть результатом труда нынешних учеников могут пользоваться следующие поколения или, например, учащиеся из других регионов или стран.

Примеры необычных игр (от сложных до простых), созданных под руководством преподавателей, можно найти в нашей статье.


По материалам Skillbox