You are currently viewing Образование и обучение в чем разница?

Образование и обучение в чем разница?

Обучение и образование – кажется, слова звучат одинаково. Воспринимаем мы их как синонимы. Так ли на самом деле? Что такое обучение, а что – образование? В чем их отличие? Поможем разобраться.


Образование

Обращаясь к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова можно найти два простых, доступных определения.

  1. Образование — получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение.
  2. Образование — совокупность знаний, полученных в результате обучения.

Обучение

Исходя из определений, обучение – это процесс, ведущий к получению конечного продукта (образования).

Образование – продукт (комплекс знаний, умений и навыков), полученный в результате этого процесса.

Как продукт получается вследствие процесса его изготовления, так образование является следствием обучения.

Отличие понятий

Образование – процесс получения знаний, умений и навыков, в результате сложнейшей умственной деятельности обучаемого и преподавателя, который стремится донести знания до подопечного. Только в результате этой взаимной работы выпускник общеобразовательной школы считается образованным человеком.

Часто родители, не имеющие отношения к образованию, заблуждаются, думают: «Какая разница в названии? Все равно в итоге ребенок получит «Аттестат о среднем образовании».

Полученный аттестат не является залогом действительно хорошего образования. Может оказаться, что ученик просто прошел обучение материала школьных предметов.

Если предложенные доводы не являются убедительными, и, вопрос об идентичности слов обучение и образование остается открытым, можно рассмотреть еще вариант этих прилагательных на военном примере: сравнить «обученный» и «образованный».

В безупречной армии высокообразованный военноначальник командует хорошо обученными подчиненными. Это правильная жизненная ситуация. Перестановка прилагательных, выдаст следующее: обученный военноначальник командует высокообразованными солдатами. Это нонсенс.

Виды образования

Во всем мире образование делят на три вида.

  • Официальное. Имеет государственный стандарт и включает выдачу государственных дипломов или других документов об окончании: школы, лицея, высших учебных заведений.
  • Неофициальное. Обычно не предполагает вручения документов. К ним относятся общественные учреждения.
  • Образование, находящееся за пределами официального образования — повседневная познавательная деятельность.

Уровни образования в Российской Федерации

Министерство Российской Федерации установило следующие уровни общего образования:

  1. дошкольное;
  2. начальное общее;
  3. основное общее;
  4. среднее общее.

Установленные уровни профессионального образования в Российской Федерации:

  1. среднее профессиональное;
  2. высшее — бакалавриат;
  3. высшее — специалитет, магистратура;
  4. высшее — подготовка кадров высшей квалификации.

Общее среднее образование: школа

Средние учебные заведения предназначены для развития общих представлений о всевозможных сферах деятельности людей в различных областях разных наук. Приобретенные знания позволят в дальнейшем сделать учащимся осознанный правильный выбор на пути к будущей профессии.

Школу можно рассматривать как площадку для испытаний собственных сил. Одна часть обучающихся уяснит для себя, что во взрослой самостоятельной жизни им лучше заниматься ремеслом, не требующим больших затрат умственных возможностей. Другая часть почувствует, что у них способности к умственному труду.

Школа не ставит перед собой задачу профессионального образования. Главная задача – подготовить фундамент, который состоит из нескольких частей.

  • Информатика;
  • Грамотность;
  • Технология, направлена на практическую деятельность;
  • Интеллектуальная подготовка;
  • Волевая готовность.

На базе этих знаний будет возводиться непрерывное профессиональное образование.

Дополнительное образование

Это неофициальный вид образования. Обычно не предполагает вручения документов. Сюда относят кружки, всяческие спортивные тренировки, православные школы, автомобильные секции и музыкальные клубы по интересам, обучающие курсы, репетиторство.

Занятия для души являются потребностью. Профессии с таким образованием рынок труда не считает востребованными.

Дополнительное образование является односторонним – это хобби.

Уровни профессионального образования в Российской Федерации

В связи с реформой образования Министерство Российской Федерации изменило уровни профессионального образования.

  1. Среднее профессиональное образование: колледжи, лицеи.

Профессиональные курсы, обучающие центры, студии проводят занятия как платно, так и на бюджетной основе. Стандартными специальностями, пользующимися спросом среди населения являются: швея, бухгалтер, специалист по компьютерным технологиям, водитель, официант, менеджер и другие.

Большие предприятия объявляют наборы рабочих на вакантные места, предлагая обучение, непосредственно, на рабочем месте с дальнейшим трудоустройством. Методы обучения простые: показ, выполнение по аналогии, практика.

По сути, профессиональное обучение подготавливает рабочих, которых пока не способна заменить автоматизированная техника.

Даже обучаясь профессии, требующей «выполнение работы руками», учащийся имеет право на свое собственное мнение и возможность по-своему изложить учебный материал, вкладывая в него собственные открытия и мысли.

Участия в научно-практических конференциях дают возможность своим, вновь родившимся мыслям, быть услышанными. Это демонстрация достижений и победы над собой.

Дополнительное образование помогает освободиться от узкого профессионализма, позволяет личности самореализовываться.

Рабочим профессиям учат колледжи и лицеи. Получение квалификации – это следующая ступень мышления. Будущие специалисты должны пройти:

  • Курс лекций,
  • Написать квалификационную работу,
  • Пройти практику,
  • Сдать зачеты,
  • Сдать экзамены,
  • Сдать выпускной квалификационный экзамен.

Школьная система занятий сохраняется, но самостоятельное обучение интенсивнее.

Образованность представителей рабочих профессий позволяет регулярно переучиваться, повышать квалификацию и быть готовыми к модернизации техники.

  1. Среднее техническое образование: техникумы

Подготовка кадров для более сложной работы выполняется в техникумах. Обязательно нужно пройти все учебные дисциплины, как в институтах.

Специалисты данной профессии должны принимать самостоятельно важные решения и управлять коллективом.

  1. Высшее образование: институты

Высшие учебные заведения подготавливают к востребованным специальностям, требующих умственной работы: психологов, экономистов, менеджеров, инженеров; врачей, различных специальностей; юристов и др.

Высшее образование подразумевает самостоятельность принимаемых решений различной сложности, и персональную ответственность за них; умение употреблять свои знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях.

Высшее образование состоит из трех блоков:

  • Общее образование (математика, биология, русский язык и другие).
  • Общекультурное (философия, культурология, история и т.д.).
  • Специальное (в зависимости от специализации).

Студенты занимаются следующими видами учебной деятельности:

  1. пишут курсовые работы,
  2. выполняют различные проекты;
  3. ведут научно-исследовательские работы;
  4. проходят практику.

Обучение направлено не просто на выполнение самостоятельной работы, а на постоянный анализ вопросов, формирующих собственное образование, т.е. управляют им.

На заключительном этапе высшего образования будущие специалисты проходят выпускные квалифицированные испытания. Хороший работодатель всегда интересуется дипломной работой молодого специалиста.

  1. Высшее образование: университеты

В этих учебных заведениях ведут подготовку кадров к научно-педагогической работе в академии наук и ВУЗах. Выпускники университетов – это потенциальные академики и профессора.

Образование включает в себя все те же три блока, но они гораздо глубже. По окончании образовательного учреждения нужно выполнить самостоятельную научную работу.

Получая университетское образование студентам:

  1. нужно участвовать в научных семинарах,
  2. необходимо участвовать в междисциплинарных лекциях и семинарах, что способствует расширению научного кругозора и формирует свое видение мира,
  3. разрешается свободное посещение лекций на выбор.
  1. Высшее образование: аспирантура и докторантура

Аспирантура и докторантура готовит научный штат сотрудников высшей категории. Подготовкой к поступлению считается создание докторской диссертации.

Образование предлагает несколько форм получения образования:

  • очная,
  • заочная,
  • дистанционная,
  • экстерная.

  • Итак, как продукт получается вследствие процесса его изготовления, так образование является следствием обучения.

Образование – процесс получения знаний, умений и навыков, в результате сложнейшей умственной деятельности обучаемого и преподавателя, который стремится донести знания до подопечного.

Только в результате этой взаимной работы выпускник общеобразовательной школы считается образованным человеком.