You are currently viewing 2021 год в цифрах: что произошло в сфере образования и что нового мы узнали

2021 год в цифрах: что произошло в сфере образования и что нового мы узнали

Значимые события и важные исследования года в цифрах.

Какой получилась приёмная кампания в вузах

В 2021 году приёмная кампания прошла с очень высокой конкуренцией (напомним: её провели по изменённым правилам — конкурсные зачисления прошли в одну волну, а не в две). Бюджетные места на самых популярных программах в самых престижных университетах в основном заняли победители олимпиад.

В некоторых вузах из-за этого мест не хватило даже супербалльникам по ЕГЭ. После этого глава Минобрнауки Валерий Фальков предложил ужесточить требования. В результате, согласно новым правилам приёма в вузы, победителям олимпиад немного ограничили льготы.

Но так ли много олимпиадников в масштабе общего количества выпускников школ? Как показывают цифры, на самом деле причина скорее в высокой концентрации олимпиадников среди абитуриентов конкретных топовых вузов и в малом количестве бюджетных мест на наиболее популярных направлениях.

Данные о количестве бюджетных мест и одиннадцатиклассников озвучивал в марте министр науки и высшего образования Валерий Фальков, обещая обеспечить местом в вузе каждого второго выпускника школы.

Подробнее о проблемах приёмной кампании текущего года можно прочитать здесь.. А о количестве бюджетных мест, которые выделены в вузах на следующий, 2022/23 учебный год, мы писали в этом материале.

Стало известно о большой реформе СПО

В этом году власти анонсировали планы реформирования среднего профессионального образования (СПО): сокращение сроков обучения и новый уровень образования — профессионалитет, приближение образовательных программ к запросам работодателей.

Численные данные озвучила вице-премьер Татьяна Голикова. Мы рассказывали об этом подробнее. Также недавно стало известно, что в России планируют развивать модель колледжей-заводов. Как вообще собираются решать проблему разрыва между образованием и рынком труда, мы писали в этом репортаже.

В числе центральных тем года — психоэмоциональные проблемы учащихся

Уходящий год, к сожалению, ознаменовался двумя крупными трагедиями со стрельбой в учебных заведениях — в Казани и в Перми. Это снова вернуло в повестку обсуждение не только мер безопасности, но также психологических и эмоциональных проблем школьников и студентов.

Так, учёные Российской академии образования (РАО) представили масштабное исследование эмоциональных и поведенческих проблем у первокурсников. Его выводы оказались тревожными.

Озвучивая эти данные, президент РАО Ольга Васильева заявила, что назрела «острая необходимость мощного развития психологической службы не только в школах, но и колледжах, вузах».

За несколько дней до презентации этого исследования первокурсник Пермского государственного университета совершил массовое убийство в стенах вуза. Среди мер профилактики подобных трагедий — в том числе психологические.

Состоялся конкурсный отбор вузов на гранты программы «Приоритет»

Для многих вузов этот год прошёл под знаком «Приоритет-2030» — самого масштабного российского проекта по господдержке университетов.

Для отбора участников программы установили ряд критериев, кроме того, университеты должны были разработать программу своего развития, которая предполагала бы и вклад в развитие региона, а также увеличение производства наукоёмкой продукции.

Прогнозировали, что заявки подадут около 240 вузов, но их оказалось только 191 — вероятно, остальные посчитали, что не дотягивают до критериев.

В конце сентября объявили список вузов, отобранных в программу «Приоритет-2030», — они получат основной грант. А в начале октября названы 46 университетов, которые получат спецгранты. Однако есть мнение, что гранты не очень помогают улучшить ситуацию с российским высшим образованием.

Кстати, благодаря проекту «Приоритет-2030» в вузах появится более 300 новых специальностей.

Сколько у нас преподавателей вузов

В 2021 году у преподавателей высшей школы появился свой профессиональный праздник — его впервые отметили 19 ноября. В честь этого события заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко привёл статистические данные о представителях этой профессии.

Отметим, что в статистическом сборнике НИУ ВШЭ «Российское образование в цифрах» за 2020/2021 год указана меньшая численность профессорско-преподавательского состава — 223 100 человек. Вероятно, у правительства более актуальные данные.

Всё движется к смешанному формату обучения

Если 2020 год ознаменовался внезапным переходом на тотальный онлайн и большим негативом от него, то 2021-й, похоже, стал годом поиска взвешенного отношения к онлайн-формату. А также — началом принятия того факта, что даже после окончания пандемии онлайн-формат частично останется.

Просто потому, что он удобен и востребован у учащихся. Конечно, это касается прежде всего обучения взрослых, и наиболее удобным и перспективным представляется не полный онлайн, а смешанный формат, сочетающий онлайн с офлайн-занятиями.

Для сферы высшего образования этот тренд показал аналитический доклад «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию», который представило Минобрнауки (мы подробно его разбирали).

А для сферы дополнительного профессионального образования — опрос, который среди россиян с высшим образованием провели компания «Нетология» и платформа «Россия — страна возможностей».

При этом опубликованное в 2021 году исследование китайских учёных показало, что с точки зрения эффективности самый лучший — всё-таки традиционный офлайн-формат, а смешанный — на втором месте.

Выяснилось, что большинство учителей в России недостаточно подготовлены

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев в июне озвучил данные анализа оценки компетенций школьных учителей (исследование велось в течение трёх лет). Оказалось, что достаточно хорошо подготовлена меньшая часть педагогов, а большинство — «чуть-чуть не дотягивает», им не хватает предметной и методической подготовки.

На тех, кому не хватает знаний и навыков, стоит направить внимание педвузам и региональным институтам развития образования и повышения квалификации.

В России планируется реформа подготовки педагогических кадров. Об этом объявил на Петербургском международном экономическом форуме глава ведомства Сергей Кравцов.

А председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, поздравляя учителей с профессиональным праздником в «Российской газете», поделилась мнением: «Сейчас особенно важно внести изменения в систему подготовки учителей. Из стен вуза должен выходить педагог не вчерашнего дня, а сегодняшнего и даже завтрашнего».

Известно, что МГППУ разработал проект модернизации методической подготовки будущих учителей. Его уже одобрили в РАО, Минпросвещения и Минобрнауки.

Кроме того, Институт образования НИУ ВШЭ при поддержке Фонда Сегаловича провели исследование, в котором представили идеи, как учителей лучше обучать цифровым навыкам. А ещё в России готовится процедура независимой оценки квалификации педагогов.

Сколько платят учителям и считают ли они свою зарплату достойной

Тема зарплат педагогов обсуждалась в течение 2021 года неоднократно. Президент потребовал разработать предложения по совершенствованию системы оплаты труда, чуть ранее Минпросвещения подготовило проект постановления о запуске единой модели расчёта зарплат учителей в зависимости от их квалификации.

Проблема связана с огромным разрывом в заработке учителей в разных регионах: если в Москве средняя зарплата учителя составляет 101 тысячу рублей в месяц, то где-нибудь в Тамбовской области — 35 тысяч. Есть регионы, где она ещё ниже.

Сервис «Работа.ру» выяснил, какую зарплату учителя сами считают справедливой (источник — РИА Новости).

А мы сравнили эту цифру с размерами средних зарплат школьных учителей по России в целом и в отдельных регионах (источник данных — Росстат, итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь — июнь 2021 года).

В декабре, выступая на конференции памяти А. А. Пинского, директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко озвучила свежие данные мониторинга эффективности школы: «Согласно проведённому опросу почти 2100 учителей, у 53% учителей заработная плата в 2021 году была ниже 25 тысяч рублей».


По материалам Skillbox