You are currently viewing Как стаж влияет на отношение учителей к работе?

Как стаж влияет на отношение учителей к работе?

Введение

В настоящее время можно отыскать множество научных работ, которые позволят получить ответ на данный вопрос. В статье приведены лишь несколько из них: сотрудников Российской академии образования (далее – РАО), а также психолога Юлии Марьиной.

Подробности исследовательской деятельности учёных РАО

Научные деятели РАО выяснили, что отношение педагогов к собственной работе и их мотивация достигать новых высот на профессиональном поприще обычно изменяются с увеличением стажа.

Например, если неопытный преподаватель считает своим главным успехом отличную учебную подготовку подопечных, то его коллега, обладающий более внушительным стажем, думает, что дети должны учиться самостоятельно, а тот лишь оказывает им всю посильную помощь в их начинаниях.

Сотрудники РАО – Дмитрий Адамчук и Владимир Собкин – изучили сведения о 3515 учителях, пожелавших принять участие в исследовании и представлявших 8 регионов нашей страны.

Вышеупомянутые учёные разделили всех участников анализа на шесть групп в зависимости от их текущего стажа:

  • менее 3-х лет;
  • 3-8 лет;
  • 9-13 лет;
  • 14-18 лет;
  • 19-23 лет;
  • более 24-х лет.

Собкин поведал общественности, что мотивы преподавателей, а также их отношение к работе зависит от количества имеющегося у них опыта.

Анализы наглядно показали, что с накоплением опыта установка преподавателя, заключающаяся в формировании крепких знаний, постепенно приобретает содержательный смысл.

Когда учитель поднимается по карьерной лестнице, он начинает воспринимать ребёнка в качестве субъекта образовательной деятельности, который способен самостоятельно усваивать школьную программу.

Основной задачей уже бывшего студента, недавно закончившего педагогический ВУЗ, является предоставление школьникам предметных знаний.

Эта цель может быть достигнута благодаря предоставлению детям примера, в соответствии с которым можно правильно решить задачу. В этот период молодой преподаватель пытается сформировать поведение ученика.

Собкин утверждает, что с увеличением трудового стажа педагог начинает ставить в приоритет выполнение задач по воспитанию детей. Кроме того, учителю очень хочется, чтобы школьники уважали его и воспринимали как достойную личность.

Вышеупомянутый эксперт считает, что преподаватели, проработавшие на профессиональном поприще от 9 до 13 лет, могут ощутить наступление психологического кризиса.

Учителя, имеющие стаж от 14 до 18 лет, начинают ориентироваться на личностное развитие подопечных.

Отработав на своей должности практически два десятилетия, педагоги делают всё возможное для того, что учёба стала вызывать интерес у представителей подрастающего поколения.

Учёные РАО считают, что в ныне существующих условиях большое число преподавателей проходят длинный путь, в конце которого у них, наконец, происходит формирование скопления установок, связанных с восприятием ребёнка как самостоятельного “игрока в школьной шахматной партии”.

Cобкин говорит, что педагог начинает осознавать всю ценность развивающего обучения, но тот, как правило, тратит на приход к такому выводу примерно 20 лет.

Тщательный анализ, проведённый психологом Юлией Марьиной

Психолог Юлия Марьина в научной работе собственного авторства под названием “Зависимость стиля педагогического общения от стажа работы и личностных качеств педагога” сделала сравнения количества лет учительского стажа и характеристик личности на каждом конкретном этапе.

Итоговые результаты исследования:

  1. Первые 5 лет преподавательской деятельности в образовательном учреждении – это период приспособления выпускника ВУЗа к порядкам, установленным в школе.

Молодой специалист в начале своей карьеры обладает широкими теоретическими познаниями, но имеет мало практики. У неопытных педагогов ещё не успели зародиться профессиональные качества.

Такие учителя нередко применяют дисциплинарные способы, чтобы оказать влияние на “провинившихся” школьников. Но подобные меры воздействия дают, как правило, совсем не тот эффект, на который они рассчитывали.

Преподаватели с небольшим стажем работают в приказном порядке, часто жалуются классному руководителю на поведение подопечных последнего. Они чаще других “оставляют негативные отзывы” на страницах школьных дневников.

Квалифицированные психологи, приступая к работе с начинающим педагогом, стремятся не допустить того, чтобы педагога сопровождали конфликты с детьми и администрацией школы, а также разочарования от нереализации завышенных ожиданий. К самым эффективным методам, применяемым психологом, следует отнести:

  • обсуждение различных сложностей, периодически возникающих при продвижении по карьерной лестнице;
  • видеотренинги, формирующие навыки профессионального общения;
  • присутствие психолога на проводимых учителем занятиях с последующим выделением проблемных моментов.
  1. На втором этапе (6-10 лет) наблюдается формирование необходимых для успешной работы качеств.

Учитель улучшает приёмы ведения деятельности, в связи с чем происходит уменьшение числа конфликтных ситуаций, которые связаны с его нуждой в самоутверждении среди коллег, а также школьников.

На данной стадии психологу следует расставить для преподавателя ориентиры, которые позволят тому продолжить успешное продвижение по пути профессионального становления.

  1. Третий этап (11-15 лет).

В это время у многих педагогов начинают проявляться симптомы психологического кризиса. В основе этого явления лежит противоречие между желанием учителя что-либо изменить (например, стиль общения с учащимися) и имеющимися у него для этого возможностями.

На этой стадии опытные преподаватели получают способность выстроить конструктивный диалог со школьниками. Они не так часто, как их молодые коллеги, применяют дисциплинарные меры воспитания.

Таких педагогов можно привлекать к участию в работе в составе творческих групп – это позволит внести новизну в их рутинную работу.

  1. Четвёртый этап (16-20 лет).

Это начало кризиса “середины жизни”. Психологи заявляют, что в это время образуется несоответствие между Я-идеальным (какой бы личность желала стать) и Я-реальным (кем она себя представляет).

У учителей с таким внушительным трудовым стажем нередко наблюдается снижение интереса к дальнейшему профессиональному развитию.

  1. Пятый этап (21-25 лет).

На этой стадии преподаватели достигают самых больших успехов. Они могут полностью посвятить себя любимой профессии. Имея средний возраст 45 лет, педагоги обычно уже имеют самостоятельных детей, а также “финансовую подушку безопасности”.

Но такие учителя не всегда согласны общаться с психологом, поскольку бояться, что тот попытается найти какие-либо ошибки в их деятельности. Поэтому специалисту необходимо заранее ознакомиться с накопленными достижениями подобного преподавателя.

  1. Шестой этап (более 25 лет).

Педагог со стажем в четверть века и более нервно относится к желанию психолога посетить урок, а также обсудить возможные недочёты его работы. На этой стадии может возникнуть так называемый “синдром сгорания”. Выделяют следующие симптомы этой болезни:

  • процесс неизбежного биологического старения организма;
  • нежелание учиться чему-то новому;
  • эмоциональное перенапряжение.

При общении с таким учителем психологу нужно обратить внимание на его заслуги, на авторитет, а также на особые моменты биографии.

Заключение

Любое умение приходит с опытом. Это же можно сказать и о молодых преподавателях. Стаж последних напрямую связан с их отношением к работе. Наблюдается двоякая ситуация.

С одной стороны, чем выше поднимаются учителя по карьерной лестнице, тем более уважительно они относятся к своим подопечным.

С другой стороны, однообразная работа может привести к появлению перманентной усталости.

Чтобы не допустить этого, необходимо пытаться привнести разнообразие в учебный процесс.


Автор статьи: Сергей Потапов