Введение
Чиновники из Рособрнадзора решили заменить ЕГЭ на портфолио школьника. По их мнению, уже к концу нынешнего десятилетия роль портфолио значительно увеличится.
Оно, вполне вероятно, превратится в альтернативу действующему порядку поступления в ВУЗы. Именно так считает глава вышеупомянутого ведомства Анзор Музаев.
Суть нового предложения официальных властей
Музаев заявил, что примерно с 6-го класса учащиеся среднеобразовательных школ будут “накапливать” собственные достижения. Он полагает, что подобные меры приведут к появлению у детей абсолютно иной мотивации.
Представители подрастающего поколения смогут получать бонусы за посещение спортивных занятий, участие в волонтёрской и творческой видах деятельности.
Чиновники думают, что активность индивидуального ребёнка на протяжении многих лет скажет о нём намного больше, чем результаты прохождения ЕГЭ. Полученные им во время учёбы в школе достижения позволят ему стать студентом ВУЗа.
Глава Рособрнадзора говорит, что сейчас школьников почти не волнуют их достижения, поскольку при поступлении в ВУЗы такие результаты не учитываются.
Музаев добавляет, что наступило время коренным образом менять ситуацию. По его словам, следует приступать к формированию портфолио учащегося уже с 6 класса.
Руководитель вышеназванного министерства утверждает, что лишь учащиеся старших классов интересуются итогами учёбы в школе. Музаев заявляет, что все конкурсы, в которых принимают участие более молодые ребята, никаким образом не засчитываются ВУЗами.
Чиновник считает, что система по учёту весомых достижений школьников, отличающаяся объективностью и беспристрастностью, позволит заменить ЕГЭ.
Мнения отдельных российских чиновников касательно возможных нововведений
В своё время руководитель СК нашей страны − Александр Бастрыкин −именовал ЕГЭ настоящей пыткой для отечественной молодёжи. Он в жёсткой форме раскритиковал действующую в России образовательную систему.
Чиновник заявлял, что пришло время отменить “все бакалавриаты, специалитеты”. Более того, Бастрыкин считает, что вернуть ситуацию в адекватное русло позволит возвращение советской системы образования.
Глава Национального родительского комитета и по совместительству омбудсмен Республики Татарстан – Ирина Волынец – не поддержала инициативу Рособрнадзора.
По её мнению, в настоящий период времени степень учебной подготовки учащихся школ при поступлении в ВУЗ можно проверить лишь посредством ЕГЭ, а введение системы индивидуальных достижений призвано лишь оказывать помощь в добирании необходимых баллов.
Чиновница полагает, что выдвинутая Музаевым инициатива выглядит довольно привлекательной. Тем не менее, по словам женщины, перед её практическим воплощением стоит прекрасно осознавать факт того, что имеется нужда в определении как положительных, так и отрицательных моментов.
Волынец добавила, что из опубликованной в СМИ информации не смогла увидеть чёткого обоснования, указывающего на то, что портфолио в перспективе сможет стать альтернативой ЕГЭ.
Зампред главы комитета нижней палаты российского парламента по аграрным вопросам – Надежда Школкина – считает правильным решением сохранение ныне действующей системы поступления в ВУЗы.
Одновременно с этим учащимся, не планирующим становиться студентами ВУЗов, можно выдавать аттестат о среднем образовании после сдачи школьных экзаменов.
Чиновница полагает, что только в этом случае судьбы подобных ребят не станут тяжёлыми – именно такие представители подрастающего поколения могут превратиться в квалифицированных специалистов на тех предприятиях, где теперь наблюдается дефицит кадров.
Депутат добавила, что особенно острая проблема нехватки рабочих рук сложилась в АПК. Школкина считает, что выпускники обязаны получить право сдать ЕГЭ в любое доступное время на протяжении жизни.
Виктор Болотов, некогда возглавлявший Рособрнадзор, заявил, что за пределами нашей страны давно сложилась практика принятия во внимание портфолио при поступлении в ВУЗы.
Он также сказал, что в России сложилась аналогичная ситуация. В качестве примера Болотов приводит меры, принятые администрациями спортивных, а также культурных ВУЗов.
Он поддерживает инициативу, выдвинутую его бывшими коллегами, но считает, что планируемое введение любых реформ отечественного образования стоит начинать с обсуждения возможных рисков.
Аналогичного мнения придерживается Ирина Абанкина, являющаяся специалистом в образовательной сфере, а также сотрудником НИУ ВШЭ.
Она говорит, что в нашей стране постепенно увеличивается список того, что может стать составной частью портфолио и принести его обладателю дополнительные баллы.
Абанкина заявляет, что уже расширен перечень олимпиад, итоги которых учитываются при поступлении в ВУЗы. Более того, в дальнейшем будут приняты меры, чтобы все конкурсы сделать электронными.
Что представляет собой портфолио?
Его можно сравнить с индивидуальным портфелем, внутри которого находятся все достижения школьника. Нынешние родители занимаются сборкой такого портфолио уже тогда, когда их дети едва переступают порог школы.
В перспективе ребята приступают к применению накопленного материала с целью получения отличных рейтинговых показателей.
Каждое учебное заведение имеет собственные критерии, а также требования по формированию портфолио. Однако существуют советы, являющиеся универсальными. Как правило, портфолио включает в себя:
- сведения о ребёнке и его родословной (герб, родственные связи, генеалогическое древо);
- дальнейшие планы (выбор подходящих ВУЗа и профессии);
- успехи в творческой области (фото с олимпиад, написанные картины и т. д.);
- имеющиеся дипломы, а также грамоты;
- различные сочинения и доклады;
- перечень посещаемых факультативов.
Для чего оно нужно?
Ведение такого учёта объясняется необходимостью укрепления мотивации к учебной деятельности, усиления стремления к успешному результату, а также развития навыков по самоконтролю.
Руководитель Рособранадзора заявляет, что введение портфолио даст возможность представителям подрастающего поколения оставить “цифровой след”.
Тем не менее, немалое число родителей опасается возможного “слива” личных данных их детей.
Анзор Музаев говорит, что электронное портфолио ни в коем случае нельзя называть скоплением чёрных меток. По его мнению, оно – собрание индивидуальных достижений.
Чиновник считает, что сложившаяся система ЕГЭ серьёзно демотивирует школьников в плане стремления к успешным итогам.
Глава вышеупомянутого ведомства полагает, что в настоящее время отсутствуют какие-либо причины, которые могли бы отложить или вообще отменить внедрение новшеств в отечественную сферу образования.
Портфолио – пропуск в ВУЗ?
Музаев полагает, что в будущем это перестанет быть фантастикой. По его словам, достижения каждого школьника будут собраны в одном месте. Он считает, что подобная идея имеет право на существование.
Заключение
Безусловно, систему образования стоит периодически обновлять, чтобы она полностью соответствовала требованиям настоящего времени.
Как видно из статьи, отечественные чиновники не имеют единого мнения насчёт необходимости замены ЕГЭ системой школьных портфолио.
Но в споре рождается истина – именно с публичного обсуждения возможных изменений следует начинать реализацию идеи.
Как бы там ни было, внесение любых обновлений нужно осуществлять постепенно – в противном случае есть риск полностью ликвидировать всё то, что было создано в течение последних нескольких десятков лет.
Также не следует забывать об ещё одной важной составляющей – всегда следует учитывать мнение детей.
Ведь именно для комфортной учёбы последних и должны разрабатываться любые образовательные реформы.
Автор статьи: Сергей Потапов