Педдизайнер, геймификатор, продюсер онлайн-курсов и другие — рассказываем, кто это такие и в чём суть их работы.
Традиционная парадигма из двух составляющих «учитель — ученик» перестаёт быть единственной. Новые образовательные возможности, форматы и ресурсы породили потребность в специалистах с новыми ролями в секторе образования детей и взрослых. Мы составили список самых актуальных.
Стоит взять на заметку тем, кто сейчас выбирает направление профессиональной переподготовки или ищет интересную и востребованную специализацию.
Методист / педагогический дизайнер
- ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА: системное и аналитическое мышление, умение работать с большими объёмами информации, внимательность, любознательность.
- ГДЕ РАБОТАТЬ: в компаниях, которые создают офлайн- и онлайн-курсы, корпоративных университетах, вузах и других образовательных учреждениях, на фрилансе.
Методист — далеко не новая профессия. Однако если раньше эти специалисты разрабатывали учебные планы для школ и вузов, то сейчас поле методической деятельности очень расширилось — вместе с развитием рынка дополнительного и корпоративного образования, особенно EdTech.
Задача методиста — разработать программу обучения (например, курс), которая поможет учащимся получить желаемые знания, умения и навыки. Специалист в сотрудничестве с экспертом (носителем знания, которому посвящён курс) «упаковывает» информацию с учётом того, как учатся люди.
При этом эксперт очень часто бывает не профессиональным преподавателем, а опытным практиком в своём деле, поэтому без помощи методиста не может систематизировать те знания, которыми он владеет, правильно расставить акценты на самом важном и отбросить второстепенное, чтобы не перегружать курс, донести специфику простым языком, понятным новичку. Тут-то и нужна плотная работа методиста.
Методисту важно знать принципы дидактики, уметь создавать разные форматы обучения, разрабатывать очные, дистанционные и смешанные программы.
Дизайнер образовательного опыта
- ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА: системное и аналитическое мышление, внимательность, любознательность, эмпатия, коммуникативные навыки.
- ГДЕ РАБОТАТЬ: в сфере EdTech — как правило, в крупных компаниях, где есть команда методистов и разрабатываются объёмные образовательные программы, и на фрилансе.
На первый взгляд, эта профессия очень похожа на предыдущую, и на самом деле спектры задач методиста и дизайнера образовательного опыта во многом пересекаются. Однако есть и важное отличие: если методист больше сосредоточен на работе с контентом (содержанием) курса, то дизайнер образовательного опыта — на образовательном пути студента и образовательной среде. Он смотрит на будущий продукт (учебный курс) глазами учащегося: определяет этапы, где, вероятно, возникнут затруднения и студенту понадобится поддержка, учитывает его эмоции в процессе освоения знаний, проектирует взаимодействие учащегося с разными компонентами образовательной среды — с учебными материалами, платформой, преподавателями, другими студентами. Дизайнер образовательного опыта учитывает множество факторов, которые помогут студенту пройти курс до конца.
Эта профессия схожа с профессией UX-дизайнера, который также проектирует для пользователя наиболее комфортный опыт взаимодействия с цифровым продуктом (разными программами, сервисами и приложениями, сайтом).
Отличие заключается в том, что обучение должно быть не только удобным, но и содержать вызов для студента, предлагать ему достаточный уровень сложности — только при этом условии он приобретёт знания и сможет применять их в жизни.
Продюсер онлайн-курсов
- ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА И КОМПЕТЕНЦИИ: умение управлять проектами и командой, опыт разработки и развития продукта, организационные и коммуникативные навыки.
- ГДЕ РАБОТАТЬ: в онлайн-школах, корпоративных университетах; на фрилансе — создавать свои курсы и получать заказы от экспертов.
Это менеджер образовательного проекта, который отвечает за все этапы его разработки: от идеи курса до его производства, запуска и масштабирования. Такой специалист должен уметь анализировать целевую аудиторию как маркетолог, тестировать гипотезы, рассчитывать экономику проекта, владеть инструментами продвижения (всё как в запуске любого цифрового продукта), а также полностью управлять процессом производства курса (продакшен, постпродакшен — почти как в кино). А ещё в задачи продюсера входит:
- следить за актуальностью контента курса (если что-то изменилось в практике по теме, которой посвящён курс, учебные материалы нужно обновить);
- оценивать его эффективность после запуска (для этого существует куча специальных метрик);
- если курс оказался не очень успешным — искать причины и вносить изменения.
Разумеется, одно из самых важных направлений работы продюсера — координация команды, в которую могут входить методисты, эксперты, дизайнеры, операторы, программисты, маркетологи.
Как и любому менеджеру, продюсеру онлайн-курсов необходимо уметь ставить задачи и контролировать их выполнение, чтобы в результате получился образовательный продукт, который соответствует целям заказчика и аудитории.
Координатор образовательной онлайн-платформы
- ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА И КОМПЕТЕНЦИИ: умение администрировать проекты, организационные и коммуникативные навыки, техническая грамотность.
- ГДЕ РАБОТАТЬ: в образовательных учреждениях, на фрилансе.
Свои онлайн-платформы для дистанционного обучения есть во многих учебных заведениях и даже в крупных компаниях, где серьёзно занимаются корпоративным обучением сотрудников. Задача координатора — заботиться о том, чтобы студенты и преподаватели могли использовать сервис максимально эффективно и комфортно. То есть фактически он руководит клиентской и технической поддержкой.
Координатор должен разбираться в информационных технологиях, знать, как устроена платформа, может руководить её доработками и тестировать изменения. Он понимает, как пользователи взаимодействуют с сервисом и как улучшить их опыт.
Может организовать техподдержку и администрирует процесс онлайн-обучения. Поэтому, кроме навыков куратора и администратора, такому специалисту очень важны развитые технические компетенции.
Тьютор / разработчик образовательных траекторий
- ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА И КОМПЕТЕНЦИИ: эмпатия, коммуникативные навыки, любознательность, широкий кругозор, желательно знание психологии.
- ГДЕ РАБОТАТЬ: в частных школах и некоторых вузах, где организована тьюторская поддержка, на фрилансе.
В современной России профессия тьютора формировалась изначально в сфере инклюзии — как роль сопровождающего для ученика с ограниченными возможностями. Однако корнями тьюторство уходит далеко в прошлое: по сути, соответствующие функции выполняли личные наставники и домашние учителя в аристократических семьях.
Современный тьютор — очень многогранная профессия. В чём-то они сходны с коучами, в чём-то — с психологами, в чём-то — с профориентаторами.
Тьютор помогает учащемуся построить собственную образовательную траекторию: выявить его интересы и потребности, поставить цель, запланировать шаги для её достижения, отыскать необходимые ресурсы, сориентировать в образовательных программах.
Он может работать не только с детьми, но и со взрослыми согласно концепции непрерывного образования. Так как в основном работа с тьюторантом строится на личной беседе, тьютору важно уметь налаживать доверительные отношения с людьми, и психологическое образование будет очень кстати.
Куратор онлайн-курса
- ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА И КОМПЕТЕНЦИИ: организационные и коммуникативные навыки, многозадачность, эмпатия.
- ГДЕ РАБОТАТЬ: в EdTech-сфере.
Куратор — это человек, который берёт на себя организацию учебного процесса и очень много общается с учащимися. Вместе с методистами он участвует в разработке образовательной экосистемы, куда будут входить LMS-платформа, чаты, группы и так далее.
Куратор составляет договоры со студентами и контролирует платежи, даёт учащимся доступ к курсу, добавляет в чаты, помогает разобраться со всеми техническими и организационными моментами.
Ещё один важный аспект работы куратора онлайн-курса — поддержка студентов и их мотивации продолжать обучение, сбор обратной связи, ответы на вопросы студентов и помощь в решении проблем.
Например, если кто-то хочет перейти на другой курс, взять перерыв или ему сложно учиться по каким-либо причинам, он обращается к куратору.
Такой широкий спектр рабочих обязанностей требует от специалиста многозадачности и стрессоустойчивости. И конечно, так как это работа в первую очередь с людьми, куратору очень нужны коммуникативные навыки и эмпатия.
Геймификатор/игротехник
- ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА И КОМПЕТЕНЦИИ: системное мышление, креативность, эмпатия, умение глубоко погружаться в тему, знание игровых механик и психологии, педагогики, очень широкий кругозор.
- ГДЕ РАБОТАТЬ: в корпоративном обучении, дополнительном образовании, на фрилансе.
Геймификация — это применение игровых механик в неигровых сферах, например в образовании и бизнесе. Это сложный, системный процесс, который требует междисциплинарных знаний и компетенций.
Геймификатор превращает образовательный курс в игру, которая не только вовлекает и мотивирует учащихся — она становится инструментом самопознания, позволяет в безопасном контексте проявить свои навыки. А также обнаружить свои слабые места, поработать над их устранением, получить инсайты, отрепетировать новые навыки, чтобы применять опыт, полученный в игре, в реальной жизни.
Чтобы разработанные проекты соответствовали целям аудитории и заказчика, специалисту-геймификатору необходимы знания психологии и педагогики. Ещё очень важно знать законы сценаристики. Технические компетенции тоже не помешают — чтобы создавать образовательные игры в виртуальной реальности.
Игропедагог
- ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА И КОМПЕТЕНЦИИ: коммуникабельность, креативность, эмпатия, организаторские способности, педагогическое образование.
- ГДЕ РАБОТАТЬ: в дошкольном, школьном и внешкольном образовании, в коррекционных образовательных учреждениях.
Ещё одна профессия, связанная с игровыми методиками в образовании, — игропедагог. Это специалист с педагогическим или психолого-педагогическим образованием, который разрабатывает и проводит с детьми обучающие программы, основанные на игре. В отличие от игротехника, он не разрабатывает игры, а применяет готовые, подбирая их под определённые цели.
В работе игропедагога сочетаются традиционные педагогические подходы и новаторские игровые методы, которые помогают ученику не только освоить учебную программу, но также развивать коммуникабельность, логику, творческое мышление и другие качества и навыки.
Игропедагогу важно уметь работать как с группой, так и с отдельными учениками, обладать знаниями возрастной психологии.
Игровые методики активно применяются также в коррекционном обучении, поэтому специалисту не помешают соответствующие компетенции. Техническая грамотность тоже будет очень кстати, чтобы эффективно применять цифровые инструменты.
Организатор проектного обучения
- ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА И КОМПЕТЕНЦИИ: системное и аналитическое мышление, навыки управления проектами, коммуникативные навыки, знание педагогики.
- ГДЕ РАБОТАТЬ: в корпоративном, дополнительном образовании.
Проектно-ориентированное обучение, при котором учащиеся работают над реальными задачами из бизнеса или социальной сферы, становится всё более популярным подходом. А значит, востребованы и специалисты, которые могут организовать и провести подобную образовательную программу, соединив практику с обучением. Для этого важно знать и ту, и другую сторону.
Организатор проектного обучения координирует деятельность группы и следит за тем, чтобы все участники были включены в процесс. Это должен быть человек, владеющий методологией проектной деятельности и умеющий погружаться в нюансы. Также будут очень полезны знания групповой и возрастной психологии.
Менеджер по обучению и развитию персонала
- ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА И КОМПЕТЕНЦИИ: системное и стратегическое мышление, организационные и коммуникативные навыки.
- ГДЕ РАБОТАТЬ: в средних и крупных организациях — в составе HR-департамента или корпоративного университета.
Специалиста этого профиля также часто называют англоязычными аббревиатурами T&D или L&D (англ. training and development или learning and development, то есть «обучение и развитие»). Его задача — выстроить корпоративную систему обучения, которая помогает достигать целей бизнеса благодаря тому, что сотрудники получают нужные для работы знания и навыки.
Менеджер по обучению и развитию персонала собирает задачи от бизнес-функций компании, оценивает, каких компетенций не хватает сотрудникам, и помогает их развивать.
Такой специалист выстраивает систему обучения в компании, разрабатывает корпоративные курсы или заказывает их у провайдера, подбирает коучей и бизнес-тренеров, организует обучающие мероприятия с новичками.
И конечно, анализирует эффективность результата по бизнес-метрикам. Кроме того, ставит задачи IT-разработчикам, если в компании создаётся собственная онлайн-платформа для обучения.
С одной стороны, T&D-специалист, как любой HR, должен отлично знать бизнес компании, с другой — отлично разбираться в трендах, инструментах и форматах обучения взрослых людей. Причём корпоративное обучение часто осложняется тем, что людям приходится проходить его не по своей воле, а значит, надо уметь работать с их мотивацией.
Также необходимы навыки планирования, ведь задачи развития персонала приходится решать в рамках ограниченных сроков и бюджета.
По материалам Skillbox