You are currently viewing Программа земский учитель

Программа земский учитель

В 2020 году по инициативе президента Российской Федерации была запущена программа «Земский учитель».

Проект оказался успешен и был продлен в 2021 году. В перспективе рассматривается вопрос о продлении программы и на 2022 календарный год.

Расскажем подробнее о содержании проекта, условиях участия, ее преимуществах и недостатках.


Цель программы «Земский учитель»

Начать стоит с того, что проведенный аналитиками Росстата, Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения исследования показали, что результаты государственной итоговой аттестации (общего государственного экзамена – ОГЭ и единого государственного экзамена — ЕГЭ) в сельской местности значительно ниже результатов учеников, обучающих в городах, мегаполисах.

Это стало прецедентом, насущным вопросом, для решения которого и была разработана программа «Земский учитель».

Главная цель проекта – решение кадровой проблемы сельских школ, стимулирование преподавателей на перевод в деревенские учебные заведения, чтобы повысить качество преподавания, уровень знания учеников.

В перспективе удачная реализация данной программы позволила бы выпускникам сельских образовательных учреждений составить конкуренцию выпускникам городских школ при поступлении в высшие учебные заведения, и в последствии, повысить общий уровень специалистов в стране.

Проект, как ясно из его основных целей, имеет долгосрочную перспективу, поэтому активно продвигается правительством на продление и финансирование.

Особенности программы «Земский учитель»

Особенностью программы является ее направленность: подбор кадров для педагогической работы осуществляется в населенные пункты с численностью меньше 50 тысяч человек.

По данным Росстата из 42 тысяч образовательных учреждений, расположенных на территории Российской Федерации, больше половины (более 26 тысяч) дислоцируются именно в населенных пунктах с численностью меньше 50 тысяч человек.

Как правило, это деревни, села, поселки городского типа, рабочие поселки и так далее.

Очевидным является и то, что выпускники и жители таких селений как никто другой стремится поступить в ВУЗы, СУЗы, колледжи и пр, расположенные в городской местности.

Предпочитая, как правило, остаться жить в городе, не возвращаться к «глубинку».

Даже в том случае, когда студент закончил обучение по педагогическому профилю, в 2 из 3 случаев, он предпочитает остаться работать в городе, возможно, не по профилю, но только не возвращаться на сельскую родину.

Ряд причин, по которым молодой человек или девушка принимают подобное решение также понятны:

привлекательный городской ритм жизни, который больше подходит молодежи;

невысокая заработная плата педагога, которая не позволяет арендовать жилье и др.

В итоге, найти работу педагогом в городе весьма проблематично, но и переезжать в село, чтобы работать по профилю не кажется более перспективным.

И кадровый состав школ в деревнях на 70% состоит из пенсионеров или людей предпенсионного возраста.

Это приводит к стагнации образовательного процесса: людям старшего возраста тяжело перенять передовой опыт, трансформировать обучающие программы под современные стандарты, а оперативный переход на цифровой формат работы/преподавания/функционирования представляется невозможным, тем более в условиях пандемии, когда всем сразу пришлось освоить удаленный формат преподавания, ряд компьютерных программ и проч.

Преимущества участия в программе «Земский учитель»

Программа «Земский учитель» в 2021 году имеет статус приоритетной государственной программы, что гарантирует участникам проекта не только обязательное исполнение всех условий программы, но также получение дополнительных бонусов (передовое техническое оборудование кабинетов, относительно маленькое количество учеников в классах, помощь с административной стороны в создании и поддержании комфортных условий нового преподавателя в кадровом составе образовательного учреждения, а также льготы на получение/съем жилья и прочее).

Одним из основных преимуществ программы «Земский учитель» можно назвать также назначение компенсационной выплаты каждому участнику проекта.

Выплата осуществляет разовым переводом в первый год трудоустройства по программе в срок до 1 декабря.

Обязательным условием перечисления выплаты является заключение договора преподавателя со школой трудового договора срок не менее, чем на 5 лет при средней нагрузке от 18 часов еженедельно.

Реализация государственной выплаты преподавателем не отслеживается, учитель имеет право самостоятельно распоряжаться полученной суммой без каких-либо ограничений.

Как правило, педагоги вкладывают эти средства в покупку жилья (возможно, в качестве первоначального взноса за ипотеку), погашение кредита, оплата обучения детей в высшем учебном заведение, покупка машины и/или любого другого транспортного средства, а также другие нужды преподавателя.

В случаях, когда договор был нарушен со стороны преподавателя (расторгнут до истечения пятилетнего срока по его инициативе), педагог обязан вернуть полученную компенсацию в полном объеме.

Если к моменту взыскания, учитель успел потратить средства или их часть, взыскание осуществляется в судебном порядке по установленному в Российской Федерации законодательству.

Основные положения и условия участия в программе «Земский учитель»

Основные положения программы «Земский учитель 2020», «Земский учитель 2021» и «Земский учитель 2022», а также актуальная информация об открытых вакансиях и регионах, участвующих в программе, расположена на официальном сайте проекта zemteacher.edu.ru.

При подаче заявки стоит также помнить, что один педагог имеет право подать портфолио только одну вакансию из общего перечня.

Так что нужно внимательно подходить к выбору будущего места работы и жительства, так как в будущем решение изменить не представиться возможным.

Перечень необходимых для участия в конкурсной программе, которые педагог обязан предоставить региональному менеджеру программы:

заверенная у нотариуса копия паспорта

заверенная у нотариуса копия документа о среднем и высшем образовании

заверенная у нотариуса копия аттестационных документов (для преподавателей со стажем)

заверенная у нотариуса копия трудовой книжки

согласие на обработку персональных данных

письменное согласие на переезд.

При отсутствии хотя бы одного документа из списка на момент закрытия заявочной кампании, заявка считается недействительной, и участник не допускается к дальнейшим этапам программы до старта следующей (в следующем году).

Основанием для исключения участника из конкурсной программы также является случай, когда преподаватель победил в проекте, но не подписал трудовой договор с образовательным учреждением в срок до 1 сентября конкурсного года.

Свободное место по правилам конкурса передается следующему в рейтинге педагогу на тех же условиях.

Вывод

Об итогах реализации данной программы еще рано говорить, как было сказано выше, этот проект имеет долгосрочную перспективу.

Однако системная государственная поддержка образовательных учреждений сельской местности — действительно большой шаг для российской образовательной системы в целом.

Смещение фокуса на село и его развитие должно принести качественные результаты не только в области образования, но и в смежных областях, так как эта стартовая программа поможет взрастить не просто специалистов, но и профессиональные кадры.