Конкурсы, олимпиады, экзамены, контрольные работы оказываются сильным стрессовым фактором. В качестве реакции на его воздействие в организме человека может наблюдаться повышение потоотделения, появление тревожности, страха, болезненных отклонений в работе пищеварительной системы.
Ответственные школьники очень переживают за итог предстоящего тестирования знаний. Такое состояние провоцирует в нервной системе детей подросткового возраста активацию сильнейшего напряжения, опасного для физического и психического здоровья.
Получению хорошего результата на экзамене способствует спокойствие и уверенность. Родители могут помочь своему ребенку противостоять предэкзаменоционному стрессу и исключить его негативные последствия.
Опасности и причины предэкзаменационного страха
Под влиянием стресса перед ответственным днём ребёнок может страдать от следующих негативных психосоматических явлений:
-бессонницы,
-повышенной возбудимости,
-нервозности,
-панических настроений и страхов.
Эти патогенные отклонения угрожают психическому здоровью ученика и отрицательно сказываются на работе сердечно-сосудистой системы.
Следовательно, родители, видя, что ребенок слишком сильно волнуется перед экзаменом, должны помочь ему вернуть спокойствие и познакомить с азами борьбы со страхом.
Однако процесс ликвидации проблемы следует начинать с выявления причин, порождающих крайнюю степень волнения. Наиболее распространенными среди таких факторов признаны:
-осознание школьником /студентом нехватки знаний для успешного итога экзамена;
-уверенность в своем невезении, из-за которого тест будет провален (по воле случая попадется самое трудное задание или недостаточно усвоенная тема);
-страх перед экзаменатором, часто проявляющем необъективность при выставлении оценки;
-отсутствие баланса в нервной системе, вследствие чего ребенок не в состоянии нейтрализовать страх и зацикливается на нем;
-нагнетающая обстановка из-за регулярных разговоров о постэкзаменационном периоде и постоянной генерации родителями установок о высоком уровне подготовки ребенка, который не позволит получить ему плохую оценку на экзамене;
-страх разочаровать близких в случае неудачных итогов тестирования;
-неправильный режим дня, недостаток сна, чрезмерное сокращение интервала для отдыха.
Способы обретения спокойствия перед экзаменом
Главная задача родителей, желающих помочь ребенку в предэкзаменационный период, состоит в знакомстве младшего члена семьи с актуальной истиной о том, что на протяжении жизни будет много проверок знаний.
Залогом успеха на каждой из них являются собранность и спокойствие экзаменуемого. Ребёнок может научиться самообладанию у родителей, которые в предэкзаменационный период должны окружить его особой заботой и поддержкой.
Имея такой прочный фундамент, он найдет в себе силы, чтобы разорвать оковы страха, контролировать свое волнение, спокойно и досконально изучить материал. Однако это сработает, только если психика учащегося характеризуется устойчивостью.
В противном случае источник спокойствия перед экзаменом следует искать лишь в психологическом тренинге и более тщательном изучении учебной информации. В качестве предэкзаменационной поддержки родители могут опробовать следующие психологические приемы:
1. Беседа с ребенком о сути любого экзамена, являющегося всего лишь проверкой состоятельности человека на определенном жизненном этапе;
2. Объяснение важности спокойного принятия любого (как положительного, так и отрицательного) исхода предстоящего испытания,
освещение для сына / дочери пути к осознанию значения итоговой оценки, призванной выявить уровень развития в конкретный период времени, однако не способной определить человеческую ценность экзаменуемого.
Родителям следует ограничить общение ребёнка с другими сверстниками, которые сами чрезмерно волнуются перед контролем знаний и передают свои панические настроения сотоварищам.
Накануне экзамена мама и папа должны посоветовать ребенку заглянуть внутрь себя и поставить объективную оценку собственному багажу собранных знаний.
Если по мнению ребенка, он отлично знает материал, его волнения сами собой теряют основу.
Если экзаменуемый понимает, что усвоенная информационная база чрезвычайно бедна, то самым правильным выходом из ситуации будет вооружение спокойствием и верой в свою удачу.
Успокоившись, ребёнок легко и быстро сосредоточится и отыщет нужную информацию в глубинах накопленных знаний.
Автор статьи: Николай Савченко