Введение
Люди, занимающие должность учителя, могут даже не осознавать, насколько важную функцию в обществе они выполняют. В западных государствах вышеупомянутая профессия является одной из наиболее высокооплачиваемых, а также престижных.
К сожалению, в нашей стране сложилась обратная ситуация – педагоги не так ценятся, а их деятельность оплачивается несправедливо. Доходы преподавателей в России тяжело назвать большими – они, скорее, находятся на среднем уровне.
Зарплаты в зависимости от региона
Размер дохода учителей в Российской Федерации находится в зависимости от того субъекта, где они работают. Больше всего платят педагогам на территории Магаданской области, а также в Ханты-Мансийском и Ненецком округах. Обратная ситуация наблюдается в Мордовии, Черкесской области и Дагестане.
В соответствии с данными, предоставленными за 2020 год Федеральной службой государственной статистики, средняя зарплата школьного преподавателя, как правило, превышает аналогичный показатель, отражающий доход по региону, в котором он трудится.
Но этого нельзя сказать обо всех субъектах федерации. Например, в Курской области педагог получает за свою работу сумму, которая находится ниже средней зарплаты по этому региону.
Что касается столицы, то здесь средняя зарплата учителя в 2021 г. достигла примерно 90 тыс. рублей. Его коллега из Санкт-Петербурга в текущем году получает за каждый месяц упорного труда 54 тыс. рублей. В остальных крупных российских городах педагоги получают в среднем около 45 тыс. рублей.
Во множестве населённых пунктов в 2021 г. зарплата школьного преподавателя не изменилась.
В небольших городах представители этой профессии зарабатывают от 25 до 30 тыс. рублей. В отдельных областных центрах оклад педагога не превышает 20 тыс. рублей. Учителя, трудящиеся в сельской местности, получают совсем небольшие деньги – от 8 до 10 тыс. рублей.
В Крыму в нынешнем году им платят в среднем чуть более 20 тыс. рублей.
От чего зависит величина дохода?
Не следует забывать, что размер учительского оклада зависит от:
- Степени квалификации.
- Выслуги лет.
- Количества отработанного времени.
- Наличия дополнительных нагрузок (работа с детьми из семей, которые относятся к категории малообеспеченных).
- Имения особых заслуг.
Как можно заметить из вышеописанного, никакие выплаты за опыт работы в образовательной сфере, к сожалению, не предусмотрены.
Согласно проекту реформы, чиновники хотят уравнять размер зарплаты, получаемой молодыми специалистами, с доходом педагогов, имеющих стаж работы около 10-15 лет.
Заместители директора в московских среднеобразовательных учреждениях имеют доход в размере около 50 тыс. рублей. Руководители столичных школ получают огромные деньги за свою работу – примерно 200 тыс. рублей. В 2020 г. зарплата директоров была повышена практически в 1,5 раза.
Из чего состоит доход?
Конкретный доход учителя обычно зависит от порядков, царящих на территории школы, в которой он работает. Итоговая зарплата формируется из 4-х составляющих:
- Базовой (проверка выполненных домашних заданий, ведение уроков и факультативов).
- Стимулирующей (как правило, в неё входят высокие результаты учащихся на олимпиадах и экзаменах, применение современных технологий, опыт работы, а также повышение квалификации).
- Компенсирующей (помощь в оплате коммунальных услуг преподавателям сельских школ либо надбавка за труд, связанный с уходом за детьми с ограниченными возможностями).
- Премий (решение о них принимает управляющий совет).
На практике нередко получается, что премии до учителей так и не доходят, а правила выплаты им стимулирующих сумм меняются на постоянной основе. Педагоги до сих пор не пришли в себя от последствий экономического кризиса 2014 г. – с того времени так и не восстановился прежний уровень зарплат.
Возможные невыплаты и переработки
Порой учителя выполняют те обязанности, которые не предусмотрены контрактом: осуществление уборки территории класса, подготовка различной документации, помощь в формировании участков для избирательных кампаний. За выполненную дополнительную работу они ничего не получают.
Можно также привести пример с организацией ЕГЭ. Педагоги тратят на этот процесс большое количество своего времени – сидят в кабинетах в качестве общественных наблюдателей, занимаются подготовкой компьютеров и классов к экзамену. Все эти действия далеко не всегда оплачиваются.
Планирующееся повышение зарплат
В соответствии с указом главы государства, реформа, которая должна привести к повышению доходов бюджетников, в т. ч. и школьных преподавателей, продолжается и в текущем году.
Согласно предусмотренному плану, повышение зарплат будет происходить постепенно.
В 2020 г. зарплаты учителей в нашей стране выросли от 2,7 % до 7,6 %. В прошлом году почти не производилась индексация (выплата средств тем, кто работает в бюджетном секторе экономики).
В 2021 г., возможно, повышение доходов педагогов не произойдёт вследствие того, что будут производиться выплаты, направленные на погашение уже имеющихся задолженностей по зарплатам. Тем не менее, реформа предусматривает повышение учительских окладов на 5,5 % в этом году.
Тестирование новой системы оплаты труда
В пяти регионах России планируется проведение эксперимента – тестирование должно показать на практике, следует ли применять в остальных регионах нашей страны новую систему оплаты труда преподавателей.
Его хотят провести в Мордовии, а также в Нижегородской, Ярославской, Белгородской и Сахалинской областях.
Проект постановления содержит пункт, гласящий о том, что оплата работы учителя будет включать в себя ставку, которая основана на его квалификации и размере уже полагающихся ему компенсационных и стимулирующих выплат.
При этом административно-территориальные образования получат возможность устанавливать дополнительные надбавки.
Инициаторы эксперимента прогнозируют, что зарплаты педагогов не должны стать ниже, чем были до его проведения (при сохранении прежнего объёма работы).
Мнения педагогов о желаемой заработной плате
22 % отечественных школьных преподавателей заявили, что ежемесячная зарплата в сумме, превышающей 100 тыс. рублей, является их пока ещё недостижимым идеалом. Об этом свидетельствуют данные, полученные в ходе проведения исследования сотрудниками организации “MAXIMUM Education”.
Согласно данным опроса, 34 % респондентов хотели бы получать за свою работу от 50 до 75 тыс. рублей, 33 % − от 75 до 100 тыс. рублей, 11 % − от 25 до 50 тыс. рублей.
Практически половина принявших участие в аналитическом мероприятии учителей (46 %) утверждали, что они работают 27 часов в неделю (1,5 ставки). Ещё более четверти (26 %) опрошенных рассказали, что трудятся 36 часов в течение 7 дней (2 ставки). Более 36 часов в неделю работают лишь 7 % педагогов, в то время как 18 часов – 18 %.
Почти 40 % респондентов имеют доход до 25 тыс. рублей, 38 % − от 25 до 50 тыс. рублей, 15 % − от 50 до 75 тыс. рублей и лишь 1 % школьных преподавателей получают за свою работу более 100 тыс. рублей ежемесячно.
Только 6 % принявших участие в опросе учителей сказали, что их устраивает нынешняя величина зарплаты, остальные 94 % заявили о недовольстве её текущим размером.
Более тысячи российских педагогов приняли участие в вышеупомянутом исследовании.
Заключение
Образование − одна из ключевых общественных областей. Люди, работающие в ней (в первую очередь это касается учителей), являются основой нашей страны.
Они, помимо родителей, играют важную роль в воспитании представителей подрастающего поколения, которые в дальнейшем будут влиять на развитие России.
От роли педагогов зависит то, какими станут в будущем наши дети.
Тяжёлый труд школьных преподавателей должен оплачиваться достойно и справедливо, чего, к сожалению, не наблюдается в настоящее время.
Наличие низких зарплат может привести к значительному оттоку желающих работать в образовательной сфере.
Автор статьи: Сергей Потапов