Введение
Ежегодно каждым государством разрабатывается план целей и задач на год либо больший период времени вперед.
Это помогает эффективно решать создавшиеся проблемные ситуации, возникшие в рамках страны, и развивать отрасли последовательно и с учетом всех недостатков и упущений прошлых лет.
Анализ и систематика достигнутого и постановка новых приоритетных задач помогает совершенствовать имеющиеся процессы государственного управления и достижений.
Каждое государство создает программы, которым следуют затрагиваемые ими инстанции и институты.
Данный фактор способствует беспрестанному процессу роста целого спектра показателей и аспектов, направленных на повышение репутации и престижа страны в мировом сообществе.
Стратегии усовершенствования в Российской федерации
В основном цели и задачи государства направлены на повышение уровня жизни его населения с учетом недоработок в той или иной сфере.
Обычно общими пунктами являются: увеличение численности населения за счет поддержки и развития материнского капитала, повышение продолжительности жизни, создание комфортных условий проживания за счет расширения возможностей граждан и регулирования деятельности местных органов власти в оказании непосильной помощи при обращении населения по различным вопросам, устойчивый рост доходов населения.
Внедрение новых технологий для поддержания наиболее продуктивного технологического прогресса.
Без внимания не остаются и условия и возможности для самореализации граждан, направленные на выявление и поддержку талантов каждого из них.
Результаты достижений данных целей и задач обсуждаются во всеуслышание в теле-, радио- или интернет-эфирах. И далее ставятся новые ориентиры.
Основными сферами подобных программ являются: здравоохранение, образование, сельское хозяйство, строительство, финансы, социальная защита, инновационное развитие, туризм, развитие предпринимательств и так далее.
Охватываются все направления.
Стратегическое планирование играет большую роль в развитии страны, особенно такой большой, как Россия, так как предусматривает все виды издержек и подразумевает эволюцию государственного аппарата и условий жизни населения страны в целом.
При грамотном составлении стратегии страна все чаще появляется в рейтингах и списках международных изданий в различных категориях показателей.
Стратегия в образовании
Все государственные отрасли взаимосвязаны и дополняют друг друга. Стратегические программы развития чаще направлены на одну область, но косвенно «задевают» и другие.
Развитию образования с давних пор отдают ведущую роль.
Достойное образование – это не только квалифицированные специалисты и научные открытия, это также воспитанные граждане, способные делать осознанный и обоснованный выбор, население, владеющее знаниями и навыками, необходимыми в современном мире, это предпосылка к развитию талантов и открытия новых горизонтов жителями страны, это мировоззренческий опыт.
Государство – это люди.
Каждый план имеет свои принципы.
К принципам стратегии в образовании относятся: гуманистический характер образования, общедоступность образования (адаптированное обучение по уровням и особенностям развития обучаемых), единство образовательного и культурного пространства, непрерывность обучения и так далее.
Если вы захотите разобраться во всех стратегиях, направленных на образовательный процесс, вам придется прочесть сотни страниц и документов.
Руководство страны всегда хочет охватить неимоверное количество факторов, направлений и аспектов, поэтому указов, приложений, уточнений, дополнений к каждому найденному перспективному развитию будет большое число.
Сегодня давайте разберемся с одной программой, направленной на одну малую часть и объекты образовательного процесса – ВУЗы.
«Приоритет-2030»
Данная программа стартует в июне 2021 года и направлена на развитие и совершенствование системы высшего образования.
Основными задачами, озвученными Президентом РФ, по программе стали:
- организация работы по объединению университетов и научных организаций разной ведомственной принадлежности с учетом развития отраслей экономики и социальной сферы субъектов РФ, а также реорганизация неэффективных университетов.
- Программная стратегия должна предусмотреть развитие университетов с прорывными научными исследованиями, создающими наукоемкую продукцию и технологии и формирование механизмов интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями реального сектора экономики.
- Органам государственной власти субъектов РФ должна быть обеспечена возможность принимать участие в наблюдательных советах университетов с целью контроля исполнения программы, в финансировании образовательных программ, научных исследований, в финансировании непосредственно проектов университетов и научных организаций, отобранных на конкурсах федерального масштаба, без проведения дополнительных конкурсных процедур.
Исходя из вышеперечисленных задач, делаем вывод, что подробное изучение процесса функционирования и связи высшего образования и науки показало неудовлетворительные результаты в сравнении со всем миром.
Проще говоря, модель развития университетов и их вклада в развитие страны (научные исследования, открытия, создание инноваций) в Российской федерации отличается от моделей университетов мирового уровня.
И, казалось бы, ничего страшного, но это все отражается непосредственно в экономике страны.
Программа «Приоритет-2030» относится к программам стратегического типа. 2030 – это год окончания и подведения итогов.
Приоритет имеет два направления:
- Первое берет за цель создание исследовательских и инновационных университетов мирового уровня (МФТИ, ИТМО и др.) и больших университетов, сомасштабных университетам мирового уровня («Большой томский университет» и др.),
- второе направление отвечает за создание консорциумов университетов с другими университетами, научными организациями и организациями реального сектора экономики для решения научно-технологических задач по конкретным приоритетам РФ (МГТУ им. Баумана, СПбГМТУ и др.).
Включение в программу «Приоритет-2030» будет происходить на конкурсной основе.
Было разработано 4 категории критериев, и любой университет страны, подходящий под одну группу критериев может принять участие в программе.
Поддержки по окончанию программы ожидают не менее ста ВУЗов. Грант был поделен на две части: основную и специальную.
Подробную информацию можно получить на сайте Министерства науки и Высшего образования.
Предпосылки к программе «Приоритет-2030»
Подоплекой и своеобразной подготовкой к «Приоритету» был проект 5-100.
5-100 – проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Об особенностях признания престижности высших учреждений образования мы частично говорили в статье Престижные ВУЗы России. Рейтинг, там же мы описывали факторы, влияющие на рейтинговое положение университетов в списках на уровне государства и на мировом уровне.
Участниками программы 5-100 выступали 21 университет. Ни один из двадцатки несмотря на дополнительное финансирование не сумел войти в сотню лучших университетов мира.
Однако плюсом программы стал факт переосмысления руководством некоторых учреждений основных направлений работы и определение новых более высокоперспективных векторов развития, которые помогли поднять уровень значения университета хотя бы в рамках государства.
Ожидается, что все университеты, принимавшие участие в проекте 5-100 будут принимать участие в программе «Приоритет-2030».
Заключение
В заключение хотелось бы заметить, что высшее образование давно является не только приоритетным направлением развития личностного характера отдельного человека либо человеческих ресурсов, но и играет важную роль в развитии страны и ее экономической отрасли.
Роль университетов в экономической жизни государства также недооценивается.
Научные открытия и прогресс способны принести не только финансовую прибыль, но и решение проблем мирового сообщества.
Программа «Приоритет-2030» повысит эффективность работы университетов и подготовки научных сотрудников, а также оптимизируем систему высшего образования, исключив проигрышные варианты, тратящие бюджет страны напрасно.
С другими программами в образовании вы можете ознакомиться в статьях: Греф и образование, Образование школьное среднее.