You are currently viewing Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Один из самых лучших и значимых периодов нашей жизни – это детство.

Те моменты, когда полную опеку над тобой несут родители, а твоя забота заключается лишь в том, чтобы поспать, покушать и поиграть.

Все вокруг такое интересное и захватывающее, ты ничего не боишься и уверенно двигаешься вперед, несмотря ни на что.


Введение

Ребенок – это сложный и многогранный организм, отличимый от любого взрослого человека.

Дети бесстрашны, любопытны и нестандартны в своем мышлении, они еще не научились врать и искренне реагируют на происходящее вокруг.

С каждым годом становления личности эта картина меняется, и мы наблюдаем, как вчерашний малыш становится членом общества с собственным мнением.

Поговорим о социально-эмоциональном развитии детей дошкольного возраста.

Первые шаги

Эмоциональный диапазон новорожденного малыша заключается в знакомстве с внешним миром и его реакциях на неизвестные раздражители. Смех, крик, плач.

Только спустя время ребенок начинает вырабатывать индивидуального характера отклик на ситуацию вокруг.

Это происходит уже после того, как он чуть-чуть знакомится с окружающим.

Главные его путеводители – это его родители.

В идеальной ситуации именно они научат его всему, мотивируют собственным примером, передадут половину установок, которые малыш будет применять в дальнейшей жизни.

В худшем случае, даже в столь малом возрасте, ребенок уже начнет воспринимать негативные стороны семейной жизни дома.

Тут, главное, помнить, что ребенок как губка начинает впитывать все, что находится рядом.

Более обще о взаимодействии родителей, детей и педагогов мы говорим в статье «Воспитание детей».

Развитие ребенка

Каждая личность развивается циклично, период за периодом каждый проходит одно и то же.

Тут может возникнуть вопрос: почему тогда мы все такие разные? Ответ прост: разные обстоятельства.

Двое детей попавшие в разные жизненные ситуации примут ее по-разному. А все дело в социально-эмоциональном развитии.

Социально-эмоциональное развитие ребенка – это развитие положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Основными факторами влияния на данный процесс являются родители и ближайшее окружение малыша, а также дошкольное учебное заведение.

Позитивно продвигающийся процесс характеризуется умением ребенка справляться с собственными эмоциями, чувствами, порывами; налаживать эффективное общение; выстраивать отношения с самим собой, с родителями и родственниками, с друзьями, с педагогами, работающими с ним.

Основные задачи и компоненты социально-эмоционального развития

Каждый процесс изменений подразумевает под собой промежуточные итоги.

Основной целью социально-эмоционального развития является, конечно же, введение ребенка в сложный и далеко непростой мир, наполненный эмоциями, и научиться понимать, принимать и оперировать ими, выделять их в другом человеке и уметь правильно отреагировать.

Ведь это не под силу порой даже взрослым людям, что как раз и является прорехами данного процесса, ведь ребенку необходимо помогать на этом нелегком пути, но немногие могут грамотно предоставить помощь, потому что не совсем понимают сами, через какие трансформации проходит личность, прежде чем стать взрослым человеком.

Сам процесс социально-эмоционального развития можно обозначить как передачу и последующее развитие социокультурного опыта, накопленного всеми представителями человечества.

Опыт включает в себя следующие компоненты: культурные навыки, специфические знания, ролевое поведение (поведение в зависимости от ситуации по определенному сценарию), социальные качества (имеются в виду те, что направлены на состояние себя самого и окружающих людей).

Они глубоко взаимосвязаны.

Негативно протекающее развитие

Повторюсь вновь: ребенок – сложный организм. Главным рычагом управления его восприятием является взрослый человек, находящийся рядом.

В странах СНГ мало взрослых заботится о грамотном планировании семьи и детей в частности, и как итог, неправильное воспитание отражается на всех аспектах будущей жизни малыша.

Особенно на эмоциональном его мире, который является основой его морального благополучия.

Как результат негативно протекающего социально-эмоционального развития – эмоциональное неблагополучие и неустойчивость.

Может выражаться по-разному: негативные яркие эмоциональные реакции (появляются в виду неправильного восприятия ребенком самой эмоции) или устойчиво негативное отношение к общению (отстранение от социальной жизни общества).

Неправильно воспринимаемые эмоции могут быть переняты у родителей.

Исправить ситуацию сможет только специалист.

Этапы развития

Условно мы можем разделить социально-эмоциональное развитие дошкольника на два этапа:

  • До 3 лет. Чаще всего в это время малыш пользуется собственными потребностями и мало интересуется общепринятыми нормами и правилами поведения. Ребенок руководствуется первыми впечатлениями, неустойчивыми реакциями на окружающий мир. Эмоции проявляются инстинктивно, без осознанности. Формируется отношение к близким людям.
    На данном этапе важно обратить внимание на полноценность проявления эмоциональной сферы маленького человека. В случае ее сдерживания по каким-либо причинам, развитие эмоциональное тормозится.

  • С 4 до 6 лет. Ребенок все чаще попадает в социальную среду. В детском саду он заводит новые отношения, также учится основным правилам поведения и моделям реагирования на различные ситуации. Здесь появляются новые авторитеты (поэтому чаще родители могут замечать, что ребенок ведет себя в учреждении лучше, чем дома, либо наоборот). Эмоции дошкольника становятся более устойчивыми и осознанными. Он учится сдерживать их при необходимости, если понимает, что всплеск неуместен, при этом ему это уже не нанесет никакого вреда. Происходит формирование нравственных, более высоких эмоций. Отношения с родными и окружающими начинают характеризоваться как более устойчивые.

Как помочь ребенку в развитие его эмоций?

Так как взрослые являются прекрасным примером для любого ребенка – следует подавать его верно.

Первый способ: показывать свои эмоции.

Если у малыша возникли вопросы, не стоит от него отмахиваться, даже если вы не настроены на общение с кем-либо.

Например, ребенок спрашивает, почему вы плачете.

Ваш ответ должен содержать объяснение эмоции, чем именно вызваны ваши слезы и мягкое преподнесение причины. «Я порезала пальчик, мне больно, поэтому плачу. Так мне становится немного легче».

Или «я злюсь, потому что ты поступил некрасиво по отношению к кому-либо, ты обидел его, я расстроена и злюсь, потому что так нельзя».

Или «мне радостно, потому что кто-то сделал приятно или я, наконец, сделаю то, чего так давно хотел(а). Я долго к этому шла(шел) и теперь испытываю счастье, раздели его со мной».

Конструктивно, мягко, важно передавать мимикой свои чувства и эмоции.

Второй способ. Объяснение.

Ваш «почемучка» в любом случае заметит проявление эмоций со стороны кого-либо.

Следует донести до малыша почему, что и как, даже если это предположения.

Третий способ. Игры.

В педагогике одна из самых прогрессивных методик это игра, с помощью которых малыш сможет узнать о себе и о мире много нового и быстро усвоить эту информацию.

Подобрать игры можно с помощью специалиста либо самостоятельно.

Заключение

Помните о том, что ребенок и его самоощущение, его восприятие мира – это отражение вашего воспитания и поддержки.

Ответственность за малыша лежит на вас с самого его появления.

То, какими глазами он будет смотреть на себя, на вас, на других людей, животных, обстоятельства – это вопрос подхода родителей к его социально-эмоциональному развитию.

При правильных действиях в момент с его рождения до того, как он начнет социализироваться в школе – вы вырастите полноценно-развитую и стабильную эмоционально личность.


Автор статьи: Дарья Володина